Введение
В данном исследовании рассматривается проблема, связанная с адаптацией ребенка в школе. О сложности и значимости этого периода, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно и достаточно (ДубровинаИ.В., Овчарова Р.В., ГуткинаН.И., и др.)
Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
То, по какому пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадает в чужой, непонятный - а следовательно, и враждебный ему - школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов.(1).
Глава 2. Исследование особенностей социально-психологической адаптации к школе детей первоклассников.
2.1. Методы и организация исследования.
Исследования проводились на базе школы 35 в октябре 2003 года. Был проведен анализ особенностей социально-психологической адаптации первоклассников. В классе 30 учеников из них 17 девочек и 13 мальчиков. Исследование проводилось с помощью следующих методик:
1. Карта наблюдения Стотта.
2. Шкала личностной тревожности А.М.Прихожан.
3. Социометрия.
4. Психодиагностическое исследование.
где упоминание о психодиагностическом исследовании далее по тексту в этой главе ?
5. Анкета для родителей.
Шкала личностной тревожности А.М.Прихожан
См приложение 1 и в этом приложении вставить методику
И так далее со всеми методиками
приложения вставить после последней главы
Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983гг. по принципу "Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги" О. Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является ,на наш взгляд, то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и во вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е.от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.
Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: изд-во Михайлова В.А., 1999- 89 с.
2. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение связей между различными характеристиками человека //Человек и общество. - Вып.8.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.- С. 143-144.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.- 338с.
4. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе//Человек и общество, Вып. 13.- Л.: ЛГУ,1973.- С. 62-68.
5. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем - М., 1975.- 448с.
6. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации//Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности - Иркутск, 1986. - С. 3-17.
7. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности//Вопросы психологии.-1989.- 1.-С.92-100.
8. Барднер Г., Богач В., Лысенко В. Психологические проблемы неуспевающих детей//Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. - Тверь, 1995. - Т. 7.- С. 128-133.
9. Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях//Психологический журнал, 1994.- N6.- С. 116-120.
10. Белкин А.С. Внимание - ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. Изд-во, 1981. - 126с.
11. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 295с.
12. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998.- 298с.
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464с.
14. Братусь Б.С., Мишина О.В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность//Вестник МГУ, - Сер. 14. Психология. - 1982. - 1. - С.12-19.
15. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М., 1984.- 200с.
16. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсальный механизм приспособления. - М.: Медицина, 1987.- 176с.
17. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М.: Изд-во АПН, 1956.- 519с.
18. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Диссер. канд. психол. наук. - Л., 1985.- 216с.
19. Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие/Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной - М.: Изд-во Консорциум "Социальное здоровье России", 1993. - 127с.
20. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. - М.: Педагогика, 1991.- 230с.
21. Дружинин В.Н Психология общих способностей. - СПб.: Изд-во Питер,2000. - 359с.
22. Жамкочьян М.С. Взаимосвязи некоторых характеристик активированности, интеллекта и личности в структуре индивидуальности//Сборник научных трудов: Проблемы интегрального исследования индивидуальности. - Пермь, 1978.-Вып.2.- С.125-137.
23. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности в новых условиях деятельности и общения: Автореф. канд. диссер. психол. наук. - Л., 1989.- 15с.
24. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. - Томск, 1993.-272с.
25. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - Л. Медицина, 1988. - 246с.
26. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности//Психологические механизмы регуляции социального поведения - М.: Наука, 1979.- С.219-233.- С. 220.
27. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология (возможности человека и свойства нервной системы): Учебное пособие. - Челябинск, 1999. - 324с.
28. Исурина Г.Л. и др. "Трудные" подростки в массовой школе//Патохарактерологический опросник для подростка. - Л., 1987. - С. 20-25.
29. Каган В.К. Психогенные формы школьной дезадаптации//Вопросы психологии. - 1984. - 4. - С. 89-95.
30. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. - Новосибирск, 1986.- 120с.
31. Калитеевская Е.Р., Ильичева В.И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии//Психологический журнал - 1995.-Т.16- N1.- С. 115-121.
32. Колесов Д.В. Проблема адаптации в возрастной физиологии//Адаптация организма подростков к учебной нагрузке/Под. ред. Д.В. Колесова.- М.: Педагогика, 1987.- 152 с.
33. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.- 383с.
34. Кондрашов М.Ю. Психологические особенности психосоциального развития подростков//Журнал практического психолога. -1997. - 3.- С. 10-13.
35. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. - СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 2000. - 232с.
36. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: Автореф диссер. канд. психол. наук. - М., 1980.- 17с.
37. Кучменко А.В. Влияние различных учебных ситуаций на продуктивность внимания подростков, различающихся по силе нервной системы//Дифференциальная психофизиология и её генетические аспекты. - М.,1975. - С. 77-78.
38. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования//Эмоциональный стресс. - Л.: Медицина Л.О., 1970.- С. 178-208.
39. Лейтес Н.С. Об умственной одарённости. - М., 1960. -214с.
40. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации - Новосибирск, 1992. - 216с.
41. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. - М.: "Фолиум", 1993.- 64с.
42. Лусканова Н.Г. Особенности интеллектуального развития младших школьников//В сб. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981.- С. 268.
43. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2000.- 592 с.
44. Малков Н.Е. Индивидуальные психофизиологические различия в интеллектуальной деятельности старших школьников: Автореф. доктор. диссер. психол. наук. - М., 1973.- 28с.
45. Мацкевич А.Л. Специфические характеристики субъекта общения в процессе профессиональной адаптации будущего молодого специалиста: Автореф. диссер. канд. психол. наук. - Л.,1987.- 17 с.
46. Мацкевич А.Л., Милославова И.А, Социальная психология и философия. - Вып 2.- Л: Издательство ЛГПИ им. И.А. Герцена, 1973. - С. 11-16.
47. Медведев В.И. О проблеме адаптации//Компоненты адаптационного процесса - Л., 1984.- С. 3-16.
48. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. - Л., 1982.- 103с.
49. Меерсон Ф.3. Адаптация, стресс, и профилактика. - М.: Наука, 1981.- 284с.
50. Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и роль в нем стресс-реакции, основные стадии процесса//Физиология адаптационных процессов - М., 1986.- 635с.
51. Мельникова Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: Автореф. диссер. канд. психол. наук.- СПб., 1999. - 23с.
52. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - Москва - Воронеж, 1996.- 224с.
53. Мурзенко В.А. Диагностика и структура змоционально-поведенческих нарушений у так называемых "трудных детей" в условиях массовой школы//Эмоциональный стресс и пограничное нервно-психическое развитие. - Л., 1977.- С. 124.
54. Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений//Проблемы общей психологии. - М.: Наука, 1965. - С. 6-17.
55. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988. - 263с. - С. 32-39.
56. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологические защиты у детей. - СПб.: Речь, 2000.- 507с.
57. Новикова Б.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков//Общение и формирование личности школьника. - М.: Просвещение, 1987. - 143с.
58. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 352с.
59. Парыгин Б.Д., Милославова И.А. К вопросу о социально-психологической адаптации к молодежи к труду//В кн. Вопросы труда и трудовое обучение и воспитание. - Ярославль, 1971.- С. 68-69.
60. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М.: ТОО Горбунок, 1994.-224с. С.197-198.
61. Пиаже Ж. Избранные психологические труды - М., 1969.- 680с.
62. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Просвещение, 1986.- 224с.
63. Прихожан А.М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления//Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/Под ред. И.С. Грузовой. - М.: Изд-во АПН, 1987. - С. 17-25.
64. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы //Под ред. Дубровиной И.В.- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 176с.
65. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии /Под ред. проф. Тутушкиной М.К. - СПб.: Изд-во "Дидактика Плюс", 1998. - 352с.
66. Психология. Учебник /Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 1999.- 584с.
67. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. Н.Э. Касаткиной и др. - Кемерово, 1995. - 233с.
68. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс, 1987. - 424с.
69. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 224с.
70. Ронгинская Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов: Автореф. диссер. канд. психол. наук - Л., 1987.- 16с.
71. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация - М., 1984.- 192с.
72. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1946.- 704с.
73. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - Л.: ЛГУ, 1990.- 256с.
74. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982.- 118с.
75. Середа Т.В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторным учебным программам: Автореф. диссер. канд. психол. наук. - Л., 1987.- 17с.
76. Слоним А.Д. Среда и поведение: Формирование адаптивного поведения. - Л., 1976.- 212 с.
77. Смирнов А.Г. Вопросы динамики протекания социально-психологической адаптации студентов к вузу//Психологические условия профессионального становления личности в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы. - М., 1988.- С. 100-101.
78. Старовойтенко Е.Б. Противоречия и проблемы жизни подростка//Журнал практического психолога, 1997. - 3. -С. 134-146.
79. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс,1982.- 231с.
80. Холодная М.А. Психология интеллекта.- СПб.: Питер, 2002.-264 с.
81. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. - Л.: Изд-воЛГУ,1988.- 160с.
82. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. - Кемерово: КемГУ, 1999. - 84с.