Введение.
Актуальность. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников.
Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольное учреждение), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально – психическому уровню.
В это время некоторые дети очень шумны, кричат, без удержу носятся по коридору, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязано; другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут; у некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Согласно различным исследованиям, около 25-30 % детей с подобными проблемами, и несвоевременное распознавание их характера и природы, отсутствие специальных коррегирующих программ приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития ребенка, к различным формам отклоняющегося поведения. Запоздалое выявление детей, не готовых к овладению учебной деятельностью, предъявляющей высокие требования не только к познавательной сфере ребенка, но и ко всей его личности в целом, порождают круг ещё более сложных проблем, преодоление которых с каждым годом становится всё труднее. Как правило, именно эти проблемы, не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития, с особой остротой обнаруживая себя в подростковом возрасте, где эффективность коррекционной помощи редко достигает желаемого уровня. Поэтому каждому первокласснику необходима своевременная и квалифицированная помощь школьного психолога.
Предмет исследования. Адаптация детей к школьному обучению.
Цель. Изучение проблемы адаптации ребенка к школе и разработка программы психологической помощи при адаптации первоклассников.
Гипотеза: Если оказывать своевременную психологическую помощь, то процесс адаптации у первоклассников происходит быстрее, повышается мотивация к учению и увеличивается уровень самооценки.
Для доказательства цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу, рассматривающую проблему адаптации к школьному обучению.
2. Подобрать методы исследования по определению уровня адаптации детей к школе.
3. Разработать программу психологической помощи ребенку при адаптации к школе.
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Методологической и теоретической основой исследования послужили:
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, теория деятельности А.Н. Леонтьева, изучение роли мотивационной сферы в формировании личности ребенка Л.И. Божович
Методы и методики исследования: Для решения поставленных задач, проверки гипотезы и доказательства цели был применен комплекс методов, включающий теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме данного исследования, психодиагностические методы, качественный и количественный анализ результатов исследования, социально-психологический тренинг.
Эмпирические методы включали в себя:
- беседу,
- анкетирование с помощью «Методики оценки уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, «Педагогической характеристики особенностей адаптации первоклассников», методики «Лесенка» В.Г. Щур,
- проективную методику: рисуночный тест «Что мне нравится в школе».
База исследования: работа велась с первоклассниками МОУ СОШ №7 города Армавира, в исследовании приняли участие 1 «Д» класс – 23 ученика и 1 «Г» класс – 21 ученик.
Теоретическое значение исследования состоит в следующем:
1. В процессе опытно-экспериментального исследования был подобран комплекс методик, отражающий уровень адаптации к школьному обучению.
2. Результаты исследования могут быть использованы для разработки комплексного социально-психологического подхода к изучению проблемы адаптации.
Практическая значимость:
1. В возможности использования выводов исследования для разработки различных программ. Эти программы могут носить как профилактический, так и коррекционный характер.
2. При оказании психологической помощи детям при адаптации к школе с помощью разработанной нами программы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, таблиц и приложений.
В фило¬софском аспекте под адаптацией понимают: любые взаимо¬действия индивида и среды, при которых происходит их согласова¬ние. В работах, выполненных в этом аспекте, адаптация рас¬сматривается как способ связи личности и макросоциума, подчеркивается смена общественного положения человека, приобретение новой социальной роли, т.е. адаптация соотносится с социализацией (Кухпрева, 1980; Мипославова, 1974 и др.).
Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, мы не можем не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности. Понятие адаптации – одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек – среда».
Список литературы.
1. Амонашвили Ш.А. В школу с 6 лет. – М.: Педагогика, 1986.
2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. Работа психолога в начальной школе. – М., 1998.
3. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. – М., 1972.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
5. Болотова А.К. С чего начинать школьному психологу? Учебное пособие. – М., 2001.
6. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984.
7. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. – М., 1993.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. // Собрание сочинений в 6 томах, т. 4. – М., 1983.
9. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собрание сочинений в 6 томах, т.5. 1983.
10. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М., 1998.
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.
12. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов компенсирующего обучения. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995.
13. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1990.
14. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000.
15. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Ростов н /Д: «Феникс»,2004.
16. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
17. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. – М., 1998.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1982.
20. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1971.
21. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000.
22. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983.
23. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2000.
24. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. – М.: Владос, 1995.
25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999.
26. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.
27. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2000.
28. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста // Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
29. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. – Минск, 1982.
30. Психическое развитие младшего школьника / Экспериментальное психологическое исследование под ред. В.В. Давыдова, - М.: «Педагогика», 1990.
31. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2004.
32. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
33. Реан А.А., Бордовская Н.В. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002.
34. Ребер А. Большой психологический словарь. – М., 2001.
35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Просвещение: Владос, 1996.
36. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна: Феникс, 1996.
37. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
38. Степанов С. Кому неуютно в школе? // «Школьный психолог», 2000 № 12.
39. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М.: Знание, 1994.
40. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.