Введение:
Актуальность. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников.
Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольное учреждение), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально – психическому уровню.
В это время некоторые дети очень шумны, кричат, без удержу носятся по коридору, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязано; другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут; у некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Согласно различным исследованиям, около 25-30 % детей с подобными проблемами, и несвоевременное распознавание их характера и природы, отсутствие специальных коррегирующих программ приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития ребенка, к различным формам отклоняющегося поведения. Запоздалое выявление детей, не готовых к овладению учебной деятельностью, предъявляющей высокие требования не только к познавательной сфере ребенка, но и ко всей его личности в целом, порождают круг ещё более сложных проблем, преодоление которых с каждым годом становится всё труднее. Как правило, именно эти проблемы, не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития, с особой остротой
Глава 2:
При первичной диагностике проводившейся на первом этапе нашего опытно – экспериментального исследования были получены следующие данные (Приложение 2, 3).
При определении уровня школьной мотивации с помощью «Анкеты оценки уровня школьной мотивации» мы получили следующие результаты:
- В 1 «Д» классе высокую школьную мотивацию и учебную активность имеют 26 % из 23 учеников этого класса, у 52 % - средний уровень школьной мотивации, 13 % детей имеют положительное отношение к школе, но ребенок испытывает некоторые трудности и у 9 % учащихся – низкий уровень мотивации и явные трудности в процессе обучения.
- В 1 «Г» классе у 38 % из 21 ученика выявлен высокий уровень мотивации к школе, у 48 % детей – средний уровень школьной мотивации, 5 % учеников имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает вне учебной стороной и 9% - испытывают трудности в обучении.
Негативного отношения к школе и детей, испытывающих школьную дезадаптацию, в результате данного исследования не выявлено ни в одном, ни в другом классе.
При анализе и интерпретации рисуночных тестов «Что мне нравится в школе» были получены следующие результаты:
- В 1 «Д» классе 56 % учеников получили 30 баллов, что говорит о высокой мотивации и наличии у детей познавательных учебных мотивов; 26 % детей получили 20 баллов – это свидетельствует о положительном отношении к школе, но большей направленностью на школьные атрибуты; и 18 % учеников получили по 10 баллов, что свойственно детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой направленности.
- В 1 «Г» классе высокий уровень мотивации и учебной активности выявлен у 67 % детей, положительное отношение к школе, но направленность на школьные атрибуты – у 19 % и положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой направленности – у 14 % учеников этого класса.
При обработке «Педагогических характеристик особенностей адаптации первоклассников», заполненных учителями 1 «Д» и 1 «Г» классов можно сделать вывод, что, по мнению учителей, проблемы в адаптационном периоде имеют 13 % учеников 1 «Д» класса и 19 % учеников 1 «Г» класса.
Заключение:
Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
1. Анализ литературных данных свидетельствует, что школьная адаптация – это процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально – волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.
На сегодняшний день существует немало публикаций с описанием методов и форм проведения групповой и индивидуальной работы с детьми в этом направлении. Однако недостаточно апробированных коррекционно - развивающих программ эмоционально – личностного развития, разработанных с учетом отклонений в развитии детей.
2. Для проверки эффективности разработанной нами программы, направленной на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у первоклассников, мы отобрали несколько диагностических методик, которые, на наш взгляд, вполне приемлемы для исследования интересующих нас компонентов с учетом возрастных особенностей первоклассников.
В подборе методов диагностирования мы руководствовались принципами применения методов психологической диагностики, сформулированных В.И. Лубовским (1989). Прежде всего, это принцип целенаправленности методик, позволяющий выявить наиболее существенные (в контексте исследовательской задачи) характеристики, а также принцип включения в систему тестов ряда разнообразных заданий, которые в своей совокупности достаточно полно охватывали бы особенности психической деятельности исследуемых.