Введение:
Отказавшись от социалистического пути развития, наше обще¬ство получи-ло взамен нестабильность экономики, падение уровня жизни большинства на-селения, неуверенность в завтрашнем дне, рост организованной преступности. В этих условиях определенная часть наших граждан восприняла политическую свободу как вседоз¬воленность, не ограниченную никакими законами и мораль-ными принципами.
Как показывает опыт мировой истории, любому переходному периоду при смене общественно-экономической формации свойст¬венны всевозможные со-циальные катаклизмы, в том числе появле¬ние ряда новых общественно опасных деяний. Так было при перехо¬де от феодализма к капитализму, так было после Октябрьской революции 1917г., нечто подобное наблюдается и сейчас.
В последние годы в России отмечен значительный рост пре¬ступности, ко-торая дестабилизирует экономику, оказывает разруши¬тельное влияние на поли-тику и общественную жизнь, подрывает устои государства, становится угрозой для его безопасности. А внутренние проблемы России, связанные с Чечней, межнациональ¬ные столкновения Абхазии и Грузии, незатухающие военные кон¬фликты на границе с Таджикистаном, территориальные споры меж¬ду быв-шими республиками СССР, имеющими с Россией тесные экономические связи, еще больше обостряют криминогенную си¬туацию в стране.
Общество, в котором еще менее пятнадцати лет тому назад официально считалось, что «преступность ... относится к числу за¬тухающих явлений; ее ко-ренные причины необратимо ликвидированы», оказалось не готовым к адекват-ному восприятию и реагирова¬нию на складывающуюся криминогенную дейст-вительность.
Помимо количественного изменения преступности, которое вы¬разилось в резком скачке общего числа преступлений, проявляются и качественные ее из-менения. И это, прежде всего, касается органи¬зованной внутренней и междуна-родной преступности: терроризма, захвата заложника, угона воздушного судна, незаконной торговли оружием, наркотиками, коррупции, фальшивомонетниче-ства и др.
Организованная преступность, как указывает А. И. Долгова , расширила межрегиональные и международные связи. Она не про¬сто наладила междуна-родные связи и вышла на международную арену, но заняла там твердые пози-ции, стала элементом междуна¬родной преступной деятельности, широко влияющей на положение дел в мире, международную политику.
По данным специалистов Всемирного банка, из России ежегод¬но вывозит-ся контрабандным путем до 50% валюты. Этому негатив¬ному явлению способ-ствует имеющая место коррумпированность в высших эшелонах власти. А от-сутствие четкой грани между легаль¬ной и теневой экономикой позволяет орга-низованным преступным группировкам использовать эту ситуацию в сфере внешнеэкономи¬ческой деятельности, когда контрагентами являются крими-нальные структуры стран не только ближнего, но и дальнего зарубежья.
Как отмечает в своей работе А. Я. Сухарев, «нынешняя крими¬ногенная си-туация в России — качественно новый феномен как по масштабам преступных проявлений, так и по смыслу разрушитель¬ного влияния на жизнедеятельность общества, функционирование и безопасность государства, права и свободы граждан» .
Глава 3:
Ценность сложной структуры рассматриваемого закона Великобритании со-стоит в том, что она позволяет эффективно криминализировать не только отдель-ные акты терроризма, но и целые направления террористической деятельности даже такого сложного образования, как террористическая организация.
Среди наиболее существенных нововведений в области уголовного права, ка-сающихся борьбы с терроризмом, необходимо особо отметить криминализацию участия в террористической организации, а также появление специальных соста-вов, связанных с участием в деятельности террористических групп и организаций. Подобные специальные составы разработаны во многих государствах, и одной из первых соответствующие нормативные положения приняла Великобритания. За-прещение Ирландской республиканской армии (ИРА) как террористической орга-низации составило одно из основных положений ее нового законодательства, хотя оно было, как утверждалось, "более зрелищным, чем эффективным" .
Согласно упоминавшемуся Акту о терроризме (ч.II), решение о запрете орга-низации как террористической принимает Государственный секретарь в том слу-чае, если эта организация участвует в совершении актов терроризма, готовится к терроризму, способствует терроризму или поощряет его либо имеет иное отноше-ние к терроризму. Решение о запрете может быть обжаловано в специальную Апелляционную комиссию по запрещенным организациям и далее - в апелляци-онный суд (но только с разрешения Комиссии или компетентного суда). Государ-ственный секретарь не обязан принимать какие-либо действия в целях приоста-новления своих решений до тех пор, пока комиссией или судом не вынесено окончательное решение. Лицо, осужденное за причастность к запрещенной орга-низации, может обжаловать в суд не только собственный приговор, но и (в качест-ве отдельного иска) само включение данной организации в разряд запрещенных.
Криминализация участия (в том числе подтверждаемого самим подозревае-мым лицом) в запрещенной организации предусмотрена ст.11 Акта о терроризме. Также преступными признаны действия, побуждающие других к поддержке за-прещенной организации или направленные на организацию встречи с представи-телем запрещенной организации, а также непосредственно выступление в защиту такой организации. Об ответственности за непосредственное руководство терро-ристической организацией говорится в ст.56 Акта о терроризме, закрепляющей в качестве санкции пожизненное заключение.
Административный порядок признания организации террористической при-нят и в США (см. ст.219 Закона США о борьбе с терроризмом и применении смертной казни (1996 г.)).
Вместе с тем, подходы различных стран к вопросам признания и объявления организаций террористическими существенно отличаются - такое решение, как было сказано, может приниматься как в административном, так и в судебном по-рядке. Несомненно, в последнем случае оно сопряжено со значительными трудно-стями, поскольку при строгой иерархичности террористических структур и суще-ствующем кодексе молчания несложно установить вину камикадзе-одиночки, но не стоящей за ним организации. Существующий же, к примеру, в Великобрита-нии, порядок дает возможность незамедлительно по поступлении соответствую-щей разведывательной информации объявить организацию вне закона. Однако ее лидеры и члены всегда могут прибегнуть к внесудебной и судебной защите своих прав, что поддерживает баланс законных интересов государства и соответствую-щих организаций.
Существенной новацией в борьбе с терроризмом и особенно с его организо-ванными формами стало введение Уголовным кодексом Франции (1992 г.) ответ-ственности юридических лиц за совершение ими как общеуголовных, так и терро-ристических преступлений. Положение ст.121-2 нового УК Франции предусмат-ривает, что юридические лица, за исключением государства, несут уголовную от-ветственность за исполнение преступления (ст.121-4), покушение на преступление (ст.121-5), соучастие в преступлении (ст.121-6 и 121-7), а также в случаях, преду-смотренных законом или регламентом, и за преступления, совершенные в пользу юридических лиц их органами или представителями.
Другими словами, к уголовной ответственности может привлекаться право-субъектное юридическое лицо, являющееся официальной структурой (коммерче-ским обществом, ассоциацией, политическим объединением и т.п.), созданное для совершения террористической деятельности, хотя при этом оно может занимать-ся, к примеру, предпринимательством. Для привлечения юридического лица к уголовной ответственности достаточно, чтобы преступление было совершено его руководящими органами или представителями. Наказанию подлежит то юридиче-ское лицо, с которым террорист поддерживает связь по поводу совершенного пре-ступления либо в котором он официально числится и в интересах которого дейст-вует.
Заключение:
Основные выводы проведенного по теме квалификационной работы исследо-вания сводятся к следующему.
1. Терроризм представляет собой сложное, многомерное явление. Кроме пра-вовых, он затрагивает целый ряд других проблем – психологические, историче-ские, технологические и т.д. Все это обуславливает то обстоятельство, что миро-вому сообществу до сих пор не удалось выработать общеприемлемое юридиче-ское определение терроризма.
2. В настоящее время существует достаточно разнообразное количество форм проявления терроризма, которые изучаются криминологами, социологами, поли-тологами и специалистами других наук. Вместе с тем, появляются новые, более изощренные формы терроризма, связанные с развитием научно-технического про-гресса (например, компьютерный терроризм).
3. На наш взгляд, правовое понятие терроризма должно быть уже философ-ского и социально-политического, поэтому главным в его анализе должны быть: оценка насилия, анализ целей, характеристика возможных субъектов и оценка его последствий.
4. Мы разделяем мнение ученых, которые считают, что необходимо уточнить уголовно-правовое понятие терроризма в Уголовном кодексе России (например, А.И. Долгова, В.П. Емельянов, А.Э. Жалинский и др.). При этом терроризм можно определить лишь посредством установления системы признаков, характеризую-щих в своем неразрывном единстве его специфику.
5. По нашему мнению, необходима грамотная превентивная политика по борьбе с терроризмом. Предупреждение должно заключаться в выявлении, устра-нении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, ко-торые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют. Профилактика терроризма должна осуществляться на допреступных стадиях развития негатив-ных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения.
Для противодействия терроризму, в основе которого лежит религиозный фа-натизм, необходима массовая разъяснительная работа среди населения с привле-чением специалистов в области теологии, обществоведения, психологии, юрис-пруденции, средств массовой информации.
6. Необходимо дальнейшее проведение научных исследований по проблеме терроризма, с учетом современных тенденций развития мирового сообщества, ко-торые существуют в настоящее время и оказывают свое влияние на современный терроризм. При этом нужно привлекать специалистов различных областей знаний: юристов, политологов, психологов, медиков, философов и др.
7. Целесообразно было бы выработать универсальные принципы проведения контртеррористических операций, тщательно регламентировать порядок освеще-ния в средствах массовой информации ситуаций, связанных с актами терроризма, рассмотреть вопрос о создании единого банка данных о проявлении различных форм терроризма.