Введение:
Отказавшись от социалистического пути развития, наше обще¬ство получи-ло взамен нестабильность экономики, падение уровня жизни большинства на-селения, неуверенность в завтрашнем дне, рост организованной преступности. В этих условиях определенная часть наших граждан восприняла политическую свободу как вседоз¬воленность, не ограниченную никакими законами и мораль-ными принципами.
Как показывает опыт мировой истории, любому переходному периоду при смене общественно-экономической формации свойст¬венны всевозможные со-циальные катаклизмы, в том числе появле¬ние ряда новых общественно опасных деяний. Так было при перехо¬де от феодализма к капитализму, так было после Октябрьской революции 1917г., нечто подобное наблюдается и сейчас.
Общество, в котором еще пятнадцать лет тому назад официально счита-лось, что «преступность ... относится к числу за¬тухающих явлений; ее коренные причины необратимо ликвидированы», оказалось не готовым к адекватному восприятию и реагирова¬нию на складывающуюся криминогенную действи-тельность.
Организованная преступность, как указывает А. И. Долгова , расширила межрегиональные и международные связи. Она не про¬сто наладила междуна-родные связи и вышла на международную арену, но заняла там твердые пози-ции, стала элементом междуна¬родной преступной деятельности, широко влияющей на положение дел в мире, международную политику.
Как отмечает в своей работе А. Я. Сухарев, «нынешняя крими¬ногенная си-туация в России — качественно новый феномен как по масштабам преступных проявлений, так и по смыслу разрушитель¬ного влияния на жизнедеятельность общества, функционирование и безопасность государства, права и свободы граждан» .
Особую тревогу и беспокойство среди населения вызывает пре¬ступление, широко распространившееся в последние годы как в Рос¬сии, так и за ее преде-лами, — терроризм.
Как указывалось в Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью, главная цель борьбы с терроризмом - создание и обеспечение эффективного функционирования единой государственной системы борьбы с терроризмом, позволяющей поддерживать высокую степень готовности право-охранительных органов и других заинтересованных министерств к ведомств по выявлению, предупреждению, пресечению фактов терроризма, а также ликви-дации их последствий и своевременному раскрытию и расследованию указан-ных преступлений.
Все вышеизложенное объясняет актуальность и значимость избранной темы исследования.
Работа выполнена на базе изучения законодательства Российской Федерации, изучения специальной юридической литературы, опубликованной судебной прак-тики, и посвящена проблемам терроризма как уголовно-правовой категории, а не специально-политической.
Глава 2:
Иные общественно опасные последствия – это сопоставимые, равнопорядко-вые со значительным имущественным ущербом и гибелью людей последствия (причинение лицу смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью; серьез-ное нарушение деятельности предприятий, учреждений, органов власти и управ-ления, транспорта; заражение местности, распространение эпидемий и т.д.). Так как при терроризме способ совершения преступления носит общеопасный харак-тер, поэтому реальное причинение легкого вреда здоровью, незначительного имущественного ущерба и иных подобных последствий, не охватываемых поня-тием “иные общественно опасные последствия”, следует рассматривать как эле-мент создания опасности гибели людей, причинения значительного имуществен-ного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
Субъект преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ специальный (ч. 2 ст. 20 УК РФ), то есть вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возрас-та.
Из анализа целей, включенных законодателем в состав терроризма, следует, что они не однородны по содержанию. Представляется, что истинно террористи-ческой целью является воздействие в конечном итоге на тех, кто может принять то или иное решение, которого добиваются террористы.
Другие цели, названные в ст. 205 УК РФ, - нарушение общественной безо-пасности и устрашение населения – являются промежуточными для достижения конечного результата – воздействия на решение властей.
Г.В. Овчинникова считает, что следовало бы изменить редакцию ст. 205 УК РФ, выделив, что террористы совершают взрывы, поджоги, иные опасные дейст-вия для устрашения населения, нарушения общественной безопасности в целях таким путем воздействовать на принятие решений государством, юридическими и физическими лицами.
По мнению В.П. Емельянова, в качестве средства достижения цели террори-стов служат последствия совершения общеопасных действий или угрозы таковы-ми, которые приводят к информированию об этом неопределенно большого коли-чества людей. Конечной целью, отмечает автор, выступает понуждение государ-ства, международной организации, физического, юридического лица или группы лиц к совершению каких-либо действий или отказу от них в интересах террори-стов и в ущерб адресатам воздействия.
В отличие от цели, мотивы, которыми руководствуются террористы, не яв-ляются конститутивными признаками терроризма и, следовательно, на квалифи-кацию не влияют. При этом их установление имеет большое значение, так как: во-первых, их уголовно-правовое значение связано с влиянием на назначение наказа-ния; во-вторых, установление истинных мотивов позволяет определить психоло-гические корни терроризма, что важно как для понимания сущности преступле-ния, так и для выработки мер борьбы с ним.
Мотивы террористических акций могут быть самыми различными: месть на несправедливые решения, действия; мотивы, связанные с решением националь-ных, этнических, политических, экономических проблем и т.п.
Федеральным законом России от 9.02.1999 г. № 26-ФЗ особо квалифициро-ванный вид терроризма был дополнен такими признаками, как его сопряженность с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использова-нием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактив-ного излучения.
Заключение:
Основные выводы проведенного по исследования сводятся к следующему.
1. Терроризм представляет собой сложное, многомерное явление. Кроме пра-вовых, он затрагивает целый ряд других проблем – психологические, историче-ские, технологические и т.д. Все это обуславливает то обстоятельство, что миро-вому сообществу до сих пор не удалось выработать общеприемлемое юридиче-ское определение терроризма.
2. В настоящее время существует достаточно разнообразное количество форм проявления терроризма, которые изучаются криминологами, социологами, поли-тологами и специалистами других наук. Вместе с тем, появляются новые, более изощренные формы терроризма, связанные с развитием научно-технического про-гресса (например, компьютерный терроризм).
3. На наш взгляд, правовое понятие терроризма должно быть уже философ-ского и социально-политического, поэтому главным в его анализе должны быть: оценка насилия, анализ целей, характеристика возможных субъектов и оценка его последствий.
4. Мы разделяем мнение ученых, которые считают, что необходимо уточнить уголовно-правовое понятие терроризма в Уголовном кодексе России (например, А.И. Долгова, В.П. Емельянов, А.Э. Жалинский и др.). При этом терроризм можно определить лишь посредством установления системы признаков, характеризую-щих в своем неразрывном единстве его специфику.
5. По нашему мнению, необходима грамотная превентивная политика по борьбе с терроризмом. Предупреждение должно заключаться в выявлении, устра-нении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, ко-торые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют. Профилактика терроризма должна осуществляться на допреступных стадиях развития негатив-ных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения.
Для противодействия терроризму, в основе которого лежит религиозный фа-натизм, необходима массовая разъяснительная работа среди населения с привле-чением специалистов в области теологии, обществоведения, психологии, юрис-пруденции, средств массовой информации.
6. Необходимо дальнейшее проведение научных исследований по проблеме терроризма, с учетом современных тенденций развития мирового сообщества, ко-торые существуют в настоящее время и оказывают свое влияние на современный терроризм. При этом нужно привлекать специалистов различных областей знаний: юристов, политологов, психологов, медиков, философов и др.
7. Целесообразно было бы выработать универсальные принципы проведения контртеррористических операций, тщательно регламентировать порядок освеще-ния в средствах массовой информации ситуаций, связанных с актами терроризма, рассмотреть вопрос о создании единого банка данных о проявлении различных форм терроризма.