Введение:
Проблема принятия и реализации решений является основополагающей для менеджмента. За последние 20 лет дважды Нобелевская премия в области экономики присуждалась за работы по совершенствованию общепринятой концепции принятия решений – в 1978 г. Г.Саймону за исследование процесса принятия решений (основная идея – нахождение в экономических организациях решений, приемлемых для всех), в 1986 г. Дж. Бьюкенену за развитие основ теории принятия экономических и политических решений (основная идея – принятие решений исходя из интересов участвующих в этом процессе лиц) /7/.
Но не только в экономике и менеджменте получила развитие данная тема. В процессе работы над дипломом я обратила внимание на огромное количество методик принятия решений, которые широко используются в теории информации и информатики. В частности, благодаря этим теориям бурно развивается направление разработки и усовершенствования искусственного интеллекта. Следуя общей тенденции беспримерно быстрой эволюции информационных технологий в современном обществе можно предположить, что теория принятия решений имеет большое будущее.
К сожалению, не представляется возможным привести все методики в рамках данной работы. Здесь я постаралась остановиться лишь на основных принципах, которые имеют непосредственное отношение к процессу принятия и реализации управленческих решений в менеджменте.
По мнению Бернарда Шоу, экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом /29/. По-моему, нечто подобное можно сказать и о менеджменте. Перефразируя классика, получим основной принцип сегодняшнего менеджмента во всем мире: "максимальный результат при минимальных затратах". Именно этого и стремится достичь теория принятия и реализации управленческих решений. Путям нахождения оптимального решения и его реализации с наименьшими затратами и посвящена данная дипломная работа.
Особое место в теории управления и социологии организации занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления. Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель—лицо персонифицирующее ответственность, власть и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации.
Поскольку вся власть и ответственность за функции контроля над отношениями закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций и формы их координации порождают жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая накладывает существенный отпечаток на образ его поведения.
Глава 2:
Прежде чем принимать решения, люди мысленно проигрывают раз¬личные варианты, считая это лучшим способом найти оптимальный. Поэтому мне кажется, что будет полезным привести здесь несколько практических советов, разработанных Э.Старобинским в своей книге "Как управлять персоналом" /23/.
• Не суетитесь. Каждое решение нужно обдумать, и на это нужно время. Определите для себя время, требуемое для решения, и проанализируйте пришедший в голову вариант. Отметьте его плюсы и минусы. Такая последовательность развивает в нас способность для принятия решений.
• Выберите стратегию поведения. Это очень важно при решении принципиальных вопросов. Принципиальные решения не должны искажать стратегию поведения и противоречить жизненным установкам. В противном случае стоит подумать о пере¬смотре своих взглядов.
• Подвергните серьезному анализу сложившу¬юся ситуацию. В этом случае откроется справедливость предпола¬гаемого решения. Для принятия решений этот шаг становится прин¬ципиальным.
• При принятии решения важен здравый смысл, это особенно важно, когда альтернатив решения много. Опи¬райтесь на логику, это поможет принять оптимальное решение.
• Подходите к решению творчески. Творческий подход поможет принять нетрадиционное решение. Проявление ини¬циативы и творчества поможет вам получить желаемые результаты.
Для облегчения ориентации в проблемной ситуации Э.Старобинский предлагает ответить сначала на несколько вопросов /23/.
• Нуждается ли проблема в сложном, многоступенчатом, либо простом решении?
• Проблема ли это вообще, или ясна альтернатива?
• Ясна ли последовательность шагов в решении?
Решения, принимаемые вами, должны быть в фарватере полити¬ки фирмы. Вы можете изменить политику, но очень осторожно, без срывов и кардинальных перемен. Стратегия фирмы должна позво¬лить увидеть перспективы развития. Возможные проблемы должны быть предсказуемы и не ставить руководство фирмы в тупик. Ситуа¬ции по неожиданным и незнакомым проблемам постарайтесь решить традиционным способом. Подобный путь создает предпосылки для совершенствования планирования будущего компании /23/.
• Это реально существующая или надуманная проблема?
• Эта проблема связана с финансовыми и материальными зат¬ратами или с людьми?
Деньги и персонал определяют жизнеспособность любой компании. Поэтому высший руководитель должен обязательно курировать и контролировать финансы и кадры.
• Что произойдет, если решение не принимать?
К быстрому решению подталкивают обычно конфликтные ситуации. Здесь на эмоции полагаться не следует. Эмоции - плохой советчик. И часто бывает так; если с решением подождать, проблема исчезает сама собой. В таких случаях лучшее решение – не принимать никакого.
В процессе принятия решений невозможно добиться успеха, если право принимать решения принадлежит только одному человеку. Желание решить и сделать все самому ограничивает ваши возмож¬ности. Проблему решения задач за пределами своих физических возможностей следует искать в делегировании полномочий.
В делегировании полномочий имеются несколько положительных факторов:
• Делегирование полномочий освобождает руководителя от вы¬полнения несвойственных рутинных функций, высвобождая время для решения важных и творческих вопросов.
• Делегирование полномочий является целенаправленной фор¬мой повышения квалификации сотрудников и способствует исполь¬зованию их профессиональных знаний и опыта.
• Делегирование полномочий положительно влияет на мотива¬цию сотрудников. Они чувствуют себя хозяевами на участках рабо¬ты, а это способствует раскрытию способностей, проявлению иници¬ативы, энтузиазма и самостоятельности.
Таким образом, делегирование полномочий - это выстрел, кото¬рый убивает сразу трех зайцев.
Заключение:
Непостоянная экономическая и политическая обстановка, сложившаяся в нашей стране, заставляет предприятия тщательней и взвешенно принимать различные решения, составлять планы развития, оценивая существующую реальность.
Неоклассическая концепция экономической организации исходит из необходимости принятия субъектами рациональных решений. Это подкрепляется основными выводами теории микроэкономики – равновесие потребителя на основе рационального выбора (максимизация полученной полезности при данном доходе), равновесие производителя также на основе рационального выбора (максимизация прибыли в краткосрочном периоде). Однако приходится констатировать, что в действительности рациональные решения для фирмы маловероятны. Прежде всего, из-за соглашательства и непродуманной политики экономических субъектов.
Многие исследования, проводимые в России, свидетельствуют о том, что даже преуспевающие бизнесмены при¬нимают обоснованные и осмысленные решения только в половине случаев. Можно только удивляться тому, как некоторые бизнесмены принимают решения, несостоятельность которых видна даже неис¬кушенному человеку. А ведь повышение качества решений, принимаемых хозяйственными руководителями, является важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства.
Мне кажется, что такие неудовлетворительные результаты прежде всего обусловлены незнанием или пренебрежительным отношением к теории принятия решений в менеджменте. Многие менеджеры считают принятие управленческого решения как нечто само собой разумеющееся.
Принятие управленческих решений это ответственный шаг в развитии любого производства. Руководитель должен подходить к этому процессу очень серьезно и ответственно ведь именно от него зависит каким будет принятое решение и как оно отразится на развитие производства. Работая над дипломом приходилось неоднократно задавать следующие простые вопросы:
Всегда ли руководитель должен незамедлительно принимать решения?
• Нужно ли вообще решать эту проблему? Подумайте, что произойдет, если этого не делать. Возможно решение этой проблемы – пустая трата времени, и от нее можно спокойно отказаться.
• Должен ли именно руководитель решать эту проблему? Почему руководитель должен отвечать за все и всех? Может быть, подчиненный, обратившийся к нему, просто пытается переложить на руководителя ответственность, хотя в состоянии сам решить этот вопрос.
• Должен ли руководитель принимать решения немедленно? Может быть, есть смысл поручить подчиненным собрать дополнительную информацию, чтобы принять более продуманное и взвешенное решение.
Каждый руководитель должен четко знать свои права и обязанности. Он не должен сомневаться в принятии того или иного решения, но и не всегда это решение он должен принимать незамедлительно. Принимая решения, руководитель не всегда должен руководствоваться собственной интуицией, но и обязан выслушать мнение других работников в коллективе.
Часто в принятии управленческих решений руководитель делает ошибки, например, думая о том, что все, что он делает – важно. Или, например, когда руководитель хочет, чтобы работа была выполнена хорошо, делает ее сам. Также руководитель делает ошибку думая, что у него слишком много времени уходит на срочную, но не важную работу.
Чтобы работа была слаженной и своевременной руководителю необходимо находить правильные пути решения проблемы, должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации.
Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятия решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.