Введение:
Понятие материального запаса является одним из ключевых в области экономики и менеджмента. Взятое из природы сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребителю, перемещается, соединяется с другими материалами, подвергается производственной обработке. Продвигаясь по материалопроводящей цепи сырье ( а впоследствии полуфабрикат и готовый продукт) периодически задерживается, ожидая своей очереди вступления в ту или иную производственную операцию.
Общепринятая формулировка гласит:
материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.
Если бы вся цепь участников, обеспечивающих превращение первичного сырья в изделия народного потребления и продвижение этих изделий, работала как единый механический конвейер, время ожидания можно было бы практически свести к нулю. Однако в реальной жизни обойтись без такого ожидания нельзя.
Рынок товаров ориентирован на удовлетворение спроса населения. Если спрос населения будет игнорироваться, то на рынок продуктов будут поставляться продукты, в которых не нуждается население.
Если реализация продуктов успешно пользуется спросом у покупателей и не всем жителям хватает данного продукта – происходит недостаток продуктов.
Если в торговых предприятиях наблюдается затоваривание продуктами, происходит избыток товаров.
Материально-производственные запасы – это материальные активы, которые предназначены для продажи в течение обычного делового цикла, производственного потребления внутри предприятия, производственного потребления в целях изготовления в последствии реализуемой продукции. В составе материально-производственных запасов в отчётности должны быть отражены: готовая продукция, незавершённое производство, сырьё и материалы (тара).
Целью работы является изучение эффективности управления товарными запасами на предприятии, выявить недостатки в управлении, причины их возникновения на основе изученных статистических решений, а также дать анализ дееспособности предприятия и рекомендации по совершенствованию процессов в управлении на основе знаний теории отечественного и зарубежного опыта.
Глава 3:
Для руководителей предприятий сегодня далеко не всем удаётся найти тот путь, где их деятельность станет наиболее эффективной и будет прогрессировать в развитие и достижение высоких целей.
Выбранная руководителем деятельность не всегда идёт по предусмотренному пути. И тогда остаются только две возможности: либо сразу закрывать несостоявшееся дело, либо перестроиться и для спасения уже затраченных средств искать новые возможности, опираясь на опыт наёмных управленцев.
Общепитовская деятельность очень устойчива. Потому что суп варят (производят) для того, чтобы люди его съели, а не продали или, даже, перепродали, как поступают руководители других организаций, деятельность которых основана, в большинстве случаев, на спекулятивных операциях: быстро купил спирт – быстро продал его делающим водку и т.п.
Деятельность общественного питания основывается на потребностях людей в пище, еде, также как и в потребностях красиво одеваться, лечиться.
Ко всему выше сказанному можно привести пример деятельности одной из фирм конца 90-ых годов. Её регистрация и открытие пришлись на разгар лета 1998 года. Арендовали склад площадью около 300 кв. м, куда поступал товар (полученный по бартеру или привлечённый для продажи), который продавали кондитерским фабрикам. При этом примерно 25% доходности получали от реализации объёмов «бартерного» товара и 10% - от привлечённого, т.е. закупленного. Другими словами открывали фирму как «планово убыточную», выражаясь языком советских времён. Возврат 300 000 рублей за полученные по бартеру (от фабрик) кондитерские изделия на затраченную общую сумму 360 000 рублей считался вполне приемлемой операцией: возвратились-то «живые» и к тому же наличные деньги; потеря же «неживых денег» оказывалась безболезненной.
Правда, что касается кондитерских изделий, поставляемых кондитерскими фабриками в качестве платы за полученное от фирмы сырьё, то условия фабрик были, мягко говоря, тяжёлыми. Но других возможностей заработать, не вкладывая больших средств, устроители фирмы тогда не видели. Устойчивый курс рубля к доллару делал вполне приемлемой задержку взаиморасчётов за поставляемое сырьё.
Большую часть сырья, поставляемого кондитерскими фабриками, предприниматели получали от зарубежных партнёров, в пересчёте на доллары; фабрики же рассчитывались в рублях.
Вот тут и произошла августовская (1998 год) «смута». К этому моменту фирма завезла из ближнего зарубежья фундук на $80 000. И его реализация затянулась до февраля 1999 года. Чехарда с рублём (его метание от 6 рублей до 24 и назад к 16 рублям) превратила сделку в убыточную. Однако же валовый доход (т.е. без учёта затрат) от реализации составил около $10 000.
Тогда-то, по осени, и пришло «время считать цыплят».
Начинался как бы новый этап жизни фирмы.
Заключение:
В целях нормального хода производства и сбыта продукции запасы должны быть оптимальными. Накопление больших запасов свидетельствует о спаде активности предприятия. Большие сверхплановые запасы приводят к замораживанию оборотного капитала, замедлению его оборачиваемости. Кроме того, увеличивается порча сырья, растут складские расходы, что отрицательно влияет на конечные результаты деятельности.
В то же время недостаток запасов может привести к перебоям процесса производства, к недогрузке производственной мощности, падению объёмов выпуска продукции, росту себестоимости, убыткам, что также отрицательно сказывается на финансовом положении. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к тому, чтобы производство вовремя и в полном объёме обеспечивалось всеми необходимыми ресурсами и в то же время чтобы они не залёживались на складах.
Анализ состояния производственных запасов сырья и материалов необходимо начинать с изучения их динамики и проверки соответствия фактических остатков их плановой потребности.
Каждая организация должна производить нечто представляющее реальную ценность для её внешней среды. Рост международной конкуренции и ускоренное развитие технологий заставили организации по-новому рассмотреть весь комплекс вопросов управления своими операционными подразделениями, ответственными за выпуск товаров.
Пополнение товарных запасов и выбытие их со складов должны строго оформляться определённой документацией, т.к. это способствует эффективной деятельности предприятия.
Товарным запасам следует уделять как можно больше контроля, который способствует точным статистическим решениям. Предприятие должно стремиться всё больше и больше повышать свой рейтинг на рынке производства, внедрять новую технологию в управлении запасами, повышать уровень квалификации работников предприятия и быть конкурентоспособным на рынке труда.