Введение:
Цель нашего исследования: выявить педагогические условия, теоретически обосновать и экспериментально проверить формы и методы экономической подготовки старшеклассников в современных условиях.
Объект исследования: экономическая подготовка старшеклассников.
Предмет исследования: процесс экономической подготовки старшекласс-ников, способствующий их социальному становлению.
Гипотеза исследования: экономическая подготовка в современных соци-ально-экономических условиях становится фактором социального личностного становления старшеклассников, если:
- разработана модель учебно-воспитательного процесса, предусматриваю-щая совершенствование содержательного, процессуального и мотивационного аспектов экономического образования старшеклассников;
- содержание, формы и методы экономического образования способствует формированию целостных представлений о взаимосвязях явлений в экономиче-ской и социальной жизни на основе интегративного подхода;
- в процессе экономической подготовки используются различные техноло-гии для формирования социально-значимых знаний, умений и качеств личности учащихся;
- у школьников целенаправленно формируется нравственно-ценностная мотивация социально-экономической деятельности.
Задачи исследования:
- моделирование учебно-воспитательного процесса, предусматривающего совершенствование содержательного, процессуального и мотивационного ас-пектов экономического образования;
- определить возможности образовательного учреждения в осуществлении инновационных подходов, способствующих непрерывности, преемственности и универсальности содержания, форм и методов экономического образования старшеклассников;
- разработать содержание и формы, направленные на получение экономи-ческого образования;
- определить содержание экономического образования как фактора лично-стной подготовки к самостоятельной жизни в условиях существования рыноч-ной экономики;
- определить пути и средства совместной деятельности по экономическому образованию и воспитанию старшеклассников;
- определить способы формирования у старшеклассников нравственно-ценностной мотивации социально-экономической деятельности в процессе эко-номической подготовки.
Методологической основой исследования являются философские, психо-логические, педагогические теории, раскрывающие понимание структуры лич-ности, природы и механизма взаимодействия личности и среды, рассматри-вающие условия, обеспечивающие адаптацию молодого человека в самостоя-тельной жизни. В качестве теоретической базы исследования использовались положения о противоречиях как движущей силе развития, о влиянии микро- и макросреды на развитие личности, о ведущей роли деятельности, а также науч-ные положения о взаимосвязи образования и воспитания с жизнью; о влиянии на процессы самореализации, самоопределения, самоутверждения и становле-ния личности, закономерности развития личности в гармоничном единстве тео-рии и практики, объективного и субъективного. Использовались концепции воспитания личности в условиях современного общества (Б.П. Битанас, В.А. Караковский, З.А. Милькова, Л.И. Новикова) и непрерывного экономического образования молодежи (А.Ф. Аменд, В.А. Поляков, Б.А. Райзберг, В.К. Розов, И.А. Сасова).
Глава 2:
Деловые игры – очень эффективная форма проверки пройденного до того материала, к тому же данный метод дает ученикам хорошую возможность при-менить полученные знания в условиях близких к реальным.
Деловые игры дают отличную возможность почувствовать, «что происхо-дит, когда происходит вот это».
Они подчеркивают значение чувств и эмоций в различных ситуациях.
Позволяют взглянуть на проблему с новой для себя точки зрения
Повышают интерес учеников, придают занятиям определенную динамику, благодаря чему старшеклассники могут изменить свое отношение к тем или иным вопросам.
Деловые игры наиболее эффективны в тех случаях, когда ученики чувст-вуют себя легко и свободно, когда они действительно «играют».
Существует много разновидностей метода деловых игр:
Роли расписанные и не расписанные
Ролевые игры, в которых учащиеся волны принимать («разыгрывать») соб-ственные решения
Ролевые игры, в которых ученики копируют («заучивают») определенный стиль руководства или поведения.
Деловые игры можно организовать по-разному: иногда проводится только одна деловая игра, и большинство слушателей просто наблюдают. Однако бо-лее приемлем такой вариант, когда ученики разбиваются на небольшие группы, которые одновременно и независимо друг от друга проводят игры по одному и тому же «сценарию».
Метод конкретных ситуаций и деловые игры имеют друг с другом много общего. Но между ними существуют определенные различия:
Заключение:
Период глобальной реформации современного российского общества, пе-реход к рыночным отношениям требуют от выпускников средней школы не только овладения необходимыми знаниями в области экономики, но и способ-ности ориентироваться в социально-экономической реальности. При всей не-предсказуемости социальных перемен — очевидно, чем раньше человек по-стигнет тонкости экономических механизмов развития общества, тем ярче и интересней будет его личная жизнь, тем больший вклад внесет он в благород-ное дело цивилизованного развития Отечества. Подвижность и изменчивость экономической ситуации не должны отпугивать молодого человека, они долж-ны его “закалять”. Для жизненного успеха сегодня требуется экономическая свобода как социальная мобильность, автономность, способность находить вы-ход из кризисных ситуаций, сохранить социальную устойчивость, свое Я в по-стоянно меняющихся условиях.
Коренные социально-экономические перемены последних лет обнаружи-вают противоречие между потребностями общества в активной, инициативной, свободной, саморазвивающейся, социально адаптивной личности и традицион-ной направленностью массовой школы на воспитание послушного, реактивно-го, исполнительного выпускника.
Выделенное противоречие обостряется в старшем школьном возрасте, ко-гда обращенность в будущее является главной чертой старшеклассника, жиз-ненные планы, перспективы составляют “аффективный центр” (Л. И. Божович) его жизни. Это подчеркивает актуальность исследования проблемы становле-ния экономической свободы старшеклассника, способного строить свою пер-спективу будущего, формулировать для себя собственные планы, намерения, задумываться над тем, каким ему хотелось быть в будущем.
Экономическая свобода личности нами понимается, как способность чело-века ориентироваться в пространстве экономических фактов, явлений, величин, понятий, концепций и представлять свое место в будущем пространстве изме-ненных фактов и явлений. Процесс становления экономической свободы у старшеклассника строится по закономерностям развития личностной свободы, так как экономическая свобода является аспектом свободы личностной. Основ-ными критериями для определения уровней становления экономической свобо-ды являются: проявление самостоятельности, самообразования в процессе уче-ния; характер внутренних факторов саморазвития; адекватная самооценка; про-явление коммуникативных навыков, сформированность мотивации на успех. В процессе своего становления экономическая свобода проходит уровни: деза-даптации, нормативный, ценностный, преобразующий и самореализации.