Введение:
В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семьям, где есть дети-инвалиды; семьям-беженцам; детям, страдающим от жестокости родителей – алкоголиков или наркоманов. И именно поэтому становление в России профессии “социальный педагог”, ее высокий общественный статус, быстро растущая потребность в социальных службах социальной защиты людей выдвинули подготовку социальных педагогов на одно из приоритетных мест в системе гуманитарного образования.
Сейчас необходимость этой профессии еще более обострилась в связи с увеличением количества беженцев, подростков, употребляющих алкоголь и наркотики; с ростом преступности. Вот, к примеру, данные за 2002 – 2003 год по микрорайону подросткового клуба “Эллада” г. Пятигорска: количество детей девиантного поведения – 45; детей-сирот – 18; детей-инвалидов – 40; детей-бродяжек – 5; детей, склонных к употреблению наркотиков – 10; детей, склонных к употреблению алкоголя – 30; токсикоманов – 7.
Таким образом, исследуемая тема достаточна актуальна и интересна для рассмотрения, ведь наше общество нуждается в социальных педагогах. Поэтому профессия “социальный педагог” должна расти и развиваться.
Степень изучения проблемы:
Профессия “социальный педагог” в России является новой, порядка десяти лет назад (80-90-е годы) в стране сложились все предпосылки для перехода социальной работы к государственному уровню решения проблемы, к созданию целостной системы социальных служб. К ведущим советским теоретикам и практикам социальной педагогики традиционно относят В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко.
Вопросами статуса социального педагога занимались такие ученые, как Холостова Е.И., Бочарова В.Г., Киселева Т.Г. и Красильников Ю.Д. и многие другие. Но каждый из них дает свое обоснование этой проблемы. Вот, например, В.Г. Бочаров в своей книге “Педагогика социальной работы” рассматривает статус социального педагога, а Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников в своей книге “Основы социально-культурной деятельности” – статус социального работника-организатора досуга. А социальный педагог и социальный работник это не одно и то же. И поэтому цель нашего исследования изучить особенности деятельности социального педагога в учреждениях досуга.
Цель исследования:
- определить статус социального педагога;
- рассмотреть педагогический инструментарий социального педагога в учреждении досуга.
Задачи исследования:
-рассмотреть “слагаемые” профессионального мастерства социального педагога;
-определить функции и должностные обязанности социального педагога в работе, а также выявить арсеналы форм, методов и средств, используемых социальным педагогом в работе;
-подчеркнуть значение социального педагога в работе в учреждениях досуга.
Объектом исследования является социальный педагог по работе с подростками, а предметом исследования – социальная деятельность им организуемая.
Эмпирическая база исследования: Подростковый клуб “Эллада”, расположенный в городе Пятигорске, по улице Ленина 50. Клуб “Эллада” создан в 1975 году в целях развития личности детей и подростков, предоставления дополнительных образовательных услуг.
Гипотеза курсового исследования: Профессиональное мастерство социального педагога является одним из условий педагогической эффективности в работе в учреждениях досуга.
Практическая значимость: Материалы и результаты, полученные в ходе исследования, можно использовать в практике социального педагога по работе с подростками. Также эти материалы могут быть полезны родителям в процессе воспитания подростков. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Методы исследования: изучение специальной литературы по проблеме, беседы с руководителями, изучение документации, наблюдение, анкетирование.
Глава 2:
В предыдущей главе мы рассматривали сущность статуса социального педагога, его функции, обязанности, права, а так же его профессиональное мастерство. В настоящей главе мы рассмотрим условия эффективности работы специалиста.
Социальный педагог, работая с подростками, опирается на принципы педагогики.
“Принципы – это исходные положения, которыми педагог пользуется в целях лучшей организации воспитательного процесса”.
Система принципов воспитания включает в себя: принципы связи теории с практикой, связи воспитания с жизнью; последовательность и систематичность воспитательных воздействий и принципы дифференцированного подхода.
Социальный педагог, находясь среди своих клиентов, чувствуя их настроение, зная их проблемы, реально оценивая возможности личности, устанавливает доброжелательные, гуманистические отношения, устраняет дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды, особенно семьи, соседского окружения, групп сверстников, объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью подростков на практике и включают в работу на определенных участках, производстве. Ведь знания связанные с практикой жизнью вызывают их интерес, стимулируют познавательную деятельность.
Таким образом, у подростков формируется эмоционально – ценностное отношение к миру и человеческой деятельности.
Следующий принцип – принцип последовательности и систематичности воспитательных воздействий.
Воспитание – долговременный процесс, в котором участвуют многие люди. Поэтому крайне важно соблюдать последовательность и систематичность в их работе, своевременно выявлять уровни воспитанности учеников, зону ближайшего развития[28].
Для того, чтобы знания усваивались хорошо и были понятны воспитанникам педагоги подросткового клуба “Эллада” объясняют их в упорядоченной и систематичной системе. Они заранее составляют план работы с подростками и действуют продуманно. Вот например, специальный педагог по работе с подростками девиантного поведения заранее продумывает план работы с ними, пишет программы проведения мероприятий и выполняет их в определенной последовательности. А в организационных приемах работы, в системе ведения беседы с родителями “трудных” подростков сообщает план беседы, объявляет о переходе к новому виду работы.
Этот принцип обусловлен научной логикой изучаемого и закономерностями развития мышления подростка. Поэтому материал, полученный от социального педагога, считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций и не было резкого изменения плана работы. В противном случае, подростки потеряют интерес к происходящему.
Кроме выше указанных принципов, социальные педагоги в своей работе опираются на принципы дифференцированного подхода. Этот принцип возрастных и индивидуальных особенностей подростков, является одним из очень важных принципов воспитания, во многом обуславливающим действенность и результативность всех остальных. Социальный педагог подросткового клуба учитывает возраст, жизненный опыт, силы и возможности каждого подростка. Он выявляет подростков одного возраста, фиксирует их возможности и потребности, после чего объединяет в группы для эффективности воспитания и развития их личности. Иначе, в условиях одинакового воспитания всех подростков происходит нежелательное уравнивание их знаний, в то время как у разных подростков имеются разные познавательные возможности и разный уровень развития умственных сил. Поэтому социальному педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого подростка.
Как видно, принципы современной педагогики образуют систему, целостное единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа связана с реализацией других. Все в системе они отражают основные особенности принципа воспитания.
Заключение:
Знание структуры и содержания профессионального мастерства и педагогического инструментария необходимо каждому социальному педагогу.
Увлеченность, любовь к своему делу, понимание целей, удовлетворение и развитие профессиональных потребностей и интересов, составляющие профессиональную направленность личности, ее профессиональное мышление и самосознание в сочетании с высоким уровнем освоения профессиональных знаний, умений и навыков, развитием творческих способностей – вот “слагаемые” становления профессионала – мастера.
Профессиональное мастерство и педагогический инструментарий, являясь результатом целостного процесса общего и профессионального развития, базируются на фундаментальной общекультурной подготовке, высоком интеллектуальном, нравственном и эстетическом потенциале личности.
Социальному педагогу свойственно чувство ответственности за свое дело. Поэтому его мастерство и его инструментарий неразрывно связаны с постоянным желанием самосовершенствоваться, расширять свои знания, оттачивать умения и навыки, пополнять запас методов и форм воспитания.
Таким образом, мы, проведя исследование, пришли к тому, что высокая образованность и воспитанность социального педагога, его умения и навыки работы с подростками, использование при этом методов и форм воспитания с учетом их возрастных, психологических и социальных характеристик, трудолюбие, доброта, чувство долга и ответственности перед обществом за воспитание подростков являются непременными элементами его педагогической культуры и мастерства и исходя из этого наша гипотеза подтвердилась.
На основе курсового исследования, проведенного в подростковом клубе “Эллада” г. Пятигорска, и изучения специальной и учебной литературы хотелось бы дать следующие рекомендации социальному педагогу:
1. должна быть личная заинтересованность педагога в работе с подростками;
2. он должен быть профессионально тактичным, то есть вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, добросовестно исполнять свой долг;
3. социальный педагог, на наш взгляд, обязательно должен обладать терпимостью, это помогает гуманизировать межличностные отношения, делать их более человечными и доброжелательными;
4. социальный педагог должен уметь внимательно слушать, а это совсем не просто;
5. самое главное – Вы должны любить свою профессию, несмотря на неудачи, которые встречаются на Вашем пути. Поэтому нужно очень серьезно относиться к выбору этой профессии.
Таким образом, от перечисленных нами условий и данных рекомендаций будет зависеть эффективность работы социального педагога.