Введение
В данное время широкие массы людей восприняли жизнь в новом свете. И наиболее сильно это отразилось на молодежи. Сравнивая молодое поколение 60-70-х можно без труда найти большое различие от сегодняшней молодежи. Конкретно в таких параметрах как: идеология, поступки, система духовных и материальных ценностей и т.п. Повлиял ли на это идейно-воспитательный процесс, который также подвергся изменениям вследствие перестройки?
Досуг определяется как умственная, социальная, эстетическая, физическая деятельность, направленная на отдых, развлечения, самообразование, творческое и физическое развитие личности. Как отразились изменения досуговой деятельности на свободном времени молодых людей.
Актуальность проблемы. В современный период особое значение приобретают проблемы общения клубных учреждений с молодой личностью, именно вопросы организации социально-культурной деятельности являются основополагающими в работе культурно-досуговых учреждений.
Современные финансово-экономические реалии таковы, что культурно-досуговые учреждения не могут нормально существовать без дотаций правительства, а это не в малой степени отражается и на молодежи.
Наряду с этим, перед клубом встает новая проблема. Проблема, «ждущая исследователей», проблема интереса и привлекательности деятельности культурно-просветительного учреждения.
Степень изученности. Проблемы досуга молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова.
Глава 2. Досуг молодежи как социально-педагогическая проблема
2.1. Психолого-педагогические особенности молодежного досуга
В этот период меняется тип ведущей деятельности с учебной на общение. Главное новообразование данного возраста - открытие своего «Я», осознание своей индивидуальности, переходный возраст, возраст взросления, развитие интереса к различным видам деятельности. В этом возрасте необходимо соблюдать принцип «свободы» для решения полноценной творческой задачи, где подросток должен побывать автором. Развитие познавательной потребности. Любознательность подростков проявляется в широте интересов. Познавательная деятельность проявляется в занятиях кружков в культурно досуговых учреждениях. Чем больше у них возможностей для ориентации в своих интересах, тем больше поле для привлечения и оценки своих способностей у подростков. В этот период - проявление самоуважения, самовоспитание, самооценка, самоутверждение.
Творчество является важнейшим фактором прогресса в любой сфере
деятельности, фактором непрерывного последовательного развития всей социокультурной жизни нашего общества.
Развитие творческих способностей подростка, формирование его потребностей к самостоятельности и самовыражению дает установку на индивидуальность, способную мыслить и творить, привлекая для этого все свое творческое воображение и мышление.
Существуют сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество. Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением границ которых повышается и социализирующее воздействие на студентов.
Однако, сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности.
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на юношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в семье, в университете, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для прослушивания. Случайным может оказаться окружение и дела осуществляемые в этой группе. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он влечет за собой приобщение молодежи к ассоциальным явлениям. Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной деятельности социальных институтов, ориентированной на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым, на формирование общечеловеческих ценностей молодого поколения. Особая роль в решении этих задач отводится семье, школе и досуговым учреждениям.
Библиография
1. Боговарова В. Чистота языка. //Научно-методический жернал «Воспитание школьников». – 2003. - № 8. – С.10
2. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 1988-53с.
3. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 1973.
4. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? – М: Политиздат, 1989.-С.190.
5. Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов. / Аналитеческий обзор. – М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994.-35с.
6. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. – М: Профиздат, 1980-С 5-27.
7. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., 1996.№ 7.-С.10-13.
8. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.-49с.
9. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 1997.-С.196-233.
10. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.-32с.
11. Ерошенков КН. Работа клубных учреждений с детьми и подростками.- М, 2002.
12. Жукова Л.С. Искусство говорит с 17-летними.- М., 1999
13. Киселева Т.Г.,Красильников Ю.Д.: Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Издат-во Моск-го госуд-го унив-та культуры,1995. – 136с.
14. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989 №6, с. 29-33
15. Мигелева П.В. Содержание и методы работы социального педагога // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - №3.-С.18-31
16. Орлов В.Н. Эстетическое воспитание молодежи в клубных учреждениях Л., 1988.
17. Панов В.И. некоторые подходы к методологии развивающего образования // Психологич. наука и образование, 1998 №3-4, с. 38-46
18. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. В помощь клубным работникам.- М., 1989.
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999 - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста, с. 94
20. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.Общая педагогика: Учебное пособие: В 2 частях . – М., 2002.
21. Современные технологии социально-культурной деятельности. Учебное пособие. – Томбов, 2002.
22. Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Автореферат диссертации. - СПб, 1995.
23. Толстых А.В, Молодежь в современном мире; проблемы и суждения.// Во¬просы философии, 1990, № 5.
24. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управ¬ление. - СПб, 1991.
25. Триодин В.Е. Воспитание увлечением; формирование и деятельность клубных объединений.- М, 2000.
26. Щеглова С. Какие они подростки 90-х? //Научно-методический журнал воспитания школьников. – 1996. - № 2. – С. 10.