Введение:
Реформирование российской экономики при переходе к рыночным отношениям выдвинуло задачу формирования антикризисного управления. Важность ее использования обусловлена кризисным состоянием производства продукции во всех отраслях народного хозяйства: около половины промышленных предприятий в стране неплатежеспособны, не имеют оборотных средств для обеспечения производственного процесса, а основные средства устарели морально и изношены более чем на 75%. Их реконструкция требует огромных капитальных затрат и инвестиций. Государственное регулирование рыночных преобразований в условиях углубленного кризиса должно занять ведущее место в антикризисном управлении коммерческими фирмами. Совершенствование теории и практики антикризисного управления приведет к определенной стратегии, инициативе руководителей предприятий, введению института банкротства и деятельности арбитражных управляющих, повышению контроля за исполнением законности и повышению эффективности экономического развития страны, своевременной оценке кризисного состояния, выявление рисков и повышение эффективности предпринимательской деятельности.
Бизнес всегда связан с риском и особенно когда в стране нестабильно развивающаяся экономика. Ведь самую прибыль приносят рыночные операции повышенного риска. Риск должен быть рассчитан до максимального допустимого предела.
Рыночные оценки риска носят вероятностный и многовариантный характер. Ошибки, просчеты встречаются в каждой среде, и их нельзя предусмотреть. Повторение их можно не допускать, постоянно корректировать бизнес-планы, бюджеты с целью получения максимума прибыли, смягчить крутые повороты рыночных отношений, предусматривать действия партнеров и конкурентов.
Необходимо вовремя распознать и обнаружить область повышенного риска, оценить его степень, разработать и применить меры, снизить ущерб или возместить его. Контроль рисковых ситуаций позволяет избежать потерь и банкротства предприятия. Управление рисками позволяет контролировать предприятие правильных управленческих решений, оценивать их последствия. Балансирование уровней рисков и нахождение выгоды от их устранения, погашения составляет сущность антикризисного управления денежными потоками, материальными, людскими ресурсами, требует высоких профессиональных навыков от исполнителей, поддержки государственных и муниципальных органов.
Глава 5:
Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.
Как один из примеров, федеральная служба по надзору в сфере природопользования министерства природных ресурсов (МПР) России проводила проверку Ульяновского мемориального комплекса «Родина В.И.Ленина». Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM-ВолгаИнформ заместитель главы Министерства природных ресурсов Олег Митволь, в ходе проверки комиссия обнаружила массу нарушений, главным из которых является таинственное исчезновение с баланса заповедника 167 га принадлежащей ему земли. Однако директор комплекса Александр Зубов считает обвинения в свой адрес надуманными.
В редакции ИА REGNUM-ВолгаИнформ есть копия Акта от 10 июня 2005 года по поводу внеплановой проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования в части соблюдения режима содержания территории ФГУП «Заповедник «Родина В.И.Ленина». В акте есть отметка о том, что господин Зубов с ним ознакомлен 10 июня 2005 года.
В акте, в частности, перечислены нарушения, выявленные в ходе проверки:
«На территории ФГУК «Заповедник «Родина В.И.Ленина» возведены строения без оформления разрешительных документов, что является нарушением, п.1 ст.37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, ст.12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ. В нарушение требований ст.111 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 г. № 167-ФЗ, п.п.6, 7 «Положения о водоохранных зонах водных объектов и их защитных прибрежных полосах», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 г. № 1404, по ул.Ленина, в водоохраной зоне реки Свияги, на месте домов старинной постройки (№№ 2, 4, 6) возведены коттеджи современной планировки. На ул.Ленина на месте дома № 50 вырыт котлован глубиной до 3 метров размером 25 метров на 25 метров, что является нарушением ст.99, п.4 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ.
Всего на территории заповедника ведется строительство 12 объектов жилого и культурно-социального значения. Вопрос законности строительства указанных объектов устанавливается Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области».
Заключение:
Структурная перестройка экономики России, с одной стороны, и открытие внутреннего отечественного рынка для зарубежных товаропроизводителей, с другой стороны, поставили в сложное финансовое положение большую часть предприятий различных организационно-правовых форм.
Неплатежеспособность и последующее банкротство предприятий все чаще становятся предметом рассмотрения в арбитражных судах. Менеджеры должны научиться предотвращать кризисные явления и обеспечивать финансовую устойчивость своих предприятий.
С точки зрения стратегии антикризисное управление должно создать предприятию условия для формирования в течение достаточно длительного периода конкурентного преимущества, позволяющего производить потребляемую рынком продукцию и получать достаточно денежных средств для оплаты всех своих обязательств, возникающих при ее создании и сбыте.
Под критическим следует понимать положение, которое характеризуется ощутимым ухудшением состояния предприятия и возникновением тенденций, несущих угрозу банкротства.
Финансовое неблагополучие – это результат плохого управления предприятием и непрофессионального менеджмента.
Возникает вопрос: что и как нужно делать предприятию, чтобы выйти из критического состояния?
Ответ на вопрос в общих чертах известен: привлечь квалифицированные кадры, способные эффективно работать в условиях переходной экономики, использовать зарубежный опыт работы в рыночных условиях, пригласить профессионалов-консультантов и т.п. и решить в комплексе все проблемы предприятия, начав с совершенствования системы управления.
Анализ статистических материалов, а также публикаций в периодической печати и других источниках показывает, что 85-90% российских предприятий в современных условиях имеют потенциальные возможности повышения эффективности работы как минимум на 20-30%, достаточные для преодоления негативных тенденций и самостоятельного перехода из критического состояния в конкурентоспособное; вопрос только в том, как реализовать этот потенциал.