Введение:
В обеспечении эффективности функционирования предприятий, организаций, к какому бы типу собственности они не относились, ключевая роль принадлежит человеческому фактору – работающим в коллективе людям. Соответственно велико значение правильного их комплектования.
Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования организационной структуры управления. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности деятельности организации за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы. Без управления людьми не может существовать ни одна организация. Без квалифицированных кадров организация не сможет достичь своих целей. Вряд ли мы оспорим тот факт, что эффективная деятельность любой организации, в первую очередь, зависят от того, насколько профессионально работают в ней специалисты. Развитие организационной структуры в системе управления направлено на достижение эффективной деятельности организации и справедливости взаимоотношений между работниками. Гибкая организация труда, самоорганизация работника и групп трудящихся, их сознательное участие не только в производственном процессе, но и в управлении производством становятся отправной точкой создания систем управления человеческими ресурсами.
Тема дипломного проекта "Анализ и развитие организационной структуры управления (на примере Законодательного Собрания Ульяновской области)" выбрана не случайно. В современных условиях, в условиях нестабильного бюджетного финансирования (Законодательное Собрание является бюджетной организацией и финансируется из областного бюджета) развитие (совершенствование) организационной структуры – одно из основных направлений эффективного функционирования организации. Разработка "идеальной" структуры для каждого руководителя организации является первостепенной задачей. В настоящее время в Российской Федерации только начала складываться система государственного управления, принципиально отличающаяся от действовавшей ранее административной системы управления, заложены конституционные основы современной государственной гражданской службы. Президентом Российской Федерации В.В.Путиным подписаны и с 1 февраля 2005 года вступили в силу Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и еще несколько законодательных актов, устанавливающих правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы. Этот пакет документов довольно объемен и затрагивает обширную сферу вопросов, которые касаются не только самих государственных гражданских служащих, но и всех граждан. В настоящее время реформа государственной службы – один из важнейших приоритетов развития России [27].
Проводимые реформы непосредственно коснулись и деятельности Законодательного Собрания Ульяновской области.
Глава 5:
Помимо научных источников данная тема отражалась и отражается в нормативно-методических и нормативно-правовых актах.
Правовую основу деятельности Законодательного Собрания составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, Устав Ульяновской области, законы Ульяновской области, постановления и Регламент Законодательного Собрания [5].
Ведение делопроизводства и подготовка нормативных правовых актов специалистами аппарата осуществляется на основании положений ГОСТ Р.6.30-2003.
В сфере охраны окружающей среды Законодательное Собрание руководствуется принципами Международного стандарта серии ISO-14000 "Системы менеджмента качества по охране окружающей среды". В настоящее время на региональном уровне большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды и экологии. За 9 лет своей деятельности Законодательным Собранием принят 41 закон, гарантирующих безопасность жизни, здоровья населения и регулирующих вопросы охраны окружающей среды на территории области. Следует назвать некоторые из них: "О защите населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (№ 018-ЗО от 30.12.2000), "Об экологическом страховании в Ульяновской области" (№ 005-ЗО от 25.03.1997), "Об экологической безопасности на территории Ульяновской области" (№ 011-ЗО от 04.10.1996), "Об охране палеонтологических объектов и использовании палеонтологических образцов на территории Ульяновской области" (№ 010-ЗО от 02.04.1998), "Об обращении с отходами производства и потребления в Ульяновской области" (№ 031-ЗО от 07.12.1998), "Об экологическом образовании в Ульяновской области" (№ 019-ЗО от 27.02.1997), "Об утверждении областной целевой программы по охране и воспроизводству объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории Ульяновской области на 003-2007 годы" (№ 025-ЗО от 09.06.2003), "О целевом бюджетном экологическом фонде Ульяновской области" (№ 075-ЗО от 05.06.2004) и др.
Особо хочется остановиться на деятельности целевого бюджетного экологического фонда.
Закон "О целевом бюджетном экологическом фонде Ульяновской области" устанавливает правовые основы деятельности бюджетного экологического фонда Ульяновской области, источники его формирования, а также направления его использования в качестве целевого фонда денежных средств с целью финансирования природоохранной деятельности на территории Ульяновской области для обеспечения устойчивого регионального развития и экологической безопасности населения.
Заключение:
Основы конституционного строя включают принципы организации и деятельности органов государственной власти. Конституция Российской Федерации относит к основам конституционного строя принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы этих властей самостоятельны избираются (формируются) по разному, на основе отдельных законов. Принцип разделения властей, требуя строгого разграничения их компетенции, не исключает, а предполагает взаимодействие властей, единство государственного механизма [11, С.417]. На региональном уровне законодательная власть представлена Законодательным Собранием Ульяновской области.
В современных условиях, в период проведения административных реформ в органах государственной власти ключевую роль в эффективном функционировании организаций играют правильно разработанные организационные структуры управления.
В ходе подготовки дипломной работы были изучены основные нормативные документы по разработке организационной структуры, подбору кадров в аппарат Законодательного Собрания и работе с кадрами. Подробно изучены материалы проведенных конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной гражданской службы в Законодательном Собрании, итоговые документы аттестационной комиссии, проведены встречи и беседы с руководителями структурных подразделений, специалистами.
В результате проведенного анализа выявлено, что структура управления Законодательным Собранием работает стабильно, но в связи с изменениями, произошедшими в законодательстве, данная структура перестала отвечать современным требованиям деятельности законодательных органов, а также то, что Законодательным Собранием недостаточно внимания уделяется таким важным на сегодняшний момент направлениям, развитие которых может существенно повлиять на экономическую ситуацию в регионе, как работа с предпринимательством и органами местного самоуправления. Одновременно выявлено, что в предыдущие годы недостаточно эффективно велась работа с обращениями граждан, что отрицательно сказывалось на авторитете законодательной власти. Проводимые опросы среди населения показали, что многие даже не знают, что такое Законодательное Собрание и какова его роль. Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная активность сотрудников пресс-службы в освещении деятельности Законодательного Собрания в средствах массовой информации.