Введение:
Железнодорожный транспорт представляет собой основной способ транспортировки грузов и пассажирских перевозок в настоящее время ввиду того, что именно при использовании железнодорожного транспорта наблюдается наиболее оптимальное сочетание показателей скорости, цены, безопасности и комфортабельности перевозки. Ввиду этого вопросы, касающиеся особенностей перевозок железнодорожным транспортом являются актуальными.
Правительством Российской Федерации разработана программа реформирования железнодорожного транспорта, посредством реализации которой планируется достичь прибыльности деятельности железнодорожных компаний, повышения уровня конкурентности железнодорожного транспорта как внутри отрасли, так и межотраслевой. Повышение уровня конкуренции, как отмечалось многими зарубежными и отечественными исследователями в большинстве случаев приводит к повышению эффективности деятельности отрасли, снижению негативных тенденций, оживлению и повышению деловой активности в отрасли. А так как транспорт и, особенно, железнодорожный транспорт является артериями страны, обеспечивающими основные грузо- и пассажиропотоки, то реформирование железнодорожного транспорта улучшит деятельность не только отрасли, но и всей экономики Российской Федерации. Этими факторами обусловлена актуальность темы дипломной работы.
Целью написания дипломной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности ГУП «ДонЖелТранс».
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Рассмотреть современное состояние железнодорожного транспорта в Российской Федерации;
- Проанализировать основные направления структурной перестройки железнодорожного транспорта России;
Глава 3:
В Алтайском крае убытки от пассажирских железнодорожных перевозок планируется уменьшить за счет более разумного использования парка электропоездов.
Как отмечает председатель комитета администрации края по транспорту, дорожному хозяйству и связи Николай Долженко, эта сфера перевозок является дотационной. По данным Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги, только за прошлый год потери составили 250 млн. рублей. И хотя резко снизить убытки не удастся, все же есть возможность сократить их на 80 миллионов.
Скорее всего, будет увеличено количество контролеров-ревизоров. Также планируется оптимизировать расписание движения электропоездов. Так, в Заринском направлении ходят порядка 6 электричек. Большинство из них – полупустые. Поэтому стоит сократить их число в будничные дни до 2-3, а в выходные и праздничные дни пускать большее количество электропоездов.
Стоит отметить, что цена билета значительно не возрастет. Дело в том, что при увеличении стоимости проезда на 50% в минувшем году, доходы железной дороги упали на 20%. В то же время в этом году железной дороге разрешили поднять цены в среднем на 14%. «Увеличивать стоимость проезда в 2-3 раза просто нет смысла. Люди просто перестанут брать билеты. А если и будут, то не до конечного пункта назначения», - считает Н. Долженко.
Также во многих областях Российской Федерации убыточность железнодорожных компаний компенсируется за счет сдачи в аренду площадей в зданиях железнодорожных вокзалов, что повышает качество обслуживания пассажиров, так как у них появляется возможность купить необходимые продукты, газеты, журналы непосредственно перед отправлением поезда и повышает уровень доходов компании-перевозчика. Этот опыт является положительным и его также необходимо использовать как можно шире.
Также необходимо предоставлять дополнительные услуги, которые будут пользоваться спросом у пассажиров пригородного сообщения. Возможно оборудование привокзальной гостиницы, кафе, залов отдыха и т.д.
Заключение:
Железнодорожный транспорт имеет существенное значение в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных пассажирских перевозок, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяется конфигурацией и пропускной способностью железнодорожных дорог.
На железнодорожном транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся в пригородном сообщении, в пассажирообороте же ведущую роль играют дальние перевозки (более 2/3 из всего пассажирооборота). Распределение пригородных перевозок зависит главным образом от их скопления в крупнейших городах и городских агломерациях.
Существующая организационно-производственная структура и низкая конкуренция со стороны других видов транспорта не способствуют созданию экономических стимулов к повышению эффективности работы железнодорожного транспорта.
Важная роль железнодорожного транспорта в экономике России и в реализации социально значимых услуг, связанных с пассажирскими перевозками, диктует необходимость принятия взвешенных и результативных мер по структурной реформе отрасли.
Основными целями структурной реформы железнодорожного транспорта являются:
- усиление государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте;
- стимулирование развития конкуренции в различных сегментах рынка транспортных услуг, в потенциально-конкурентных видах хозяйственной деятельности и соответствующее ослабление государственного регулирования;
- повышение качества обслуживания потребителей транспортных услуг.
За 2004 год пассажирооборот составил 157,9 млрд. пасс.-км, что ниже предыдущего года на 5,5 процента. При этом пассажирооборот в дальнем следовании снизился на 3,6% и составил 112,0 млрд. пасс.-км, в пригородном сообщении - на 9,7% и составил 45,9 млрд. пасс.-км. За 3 месяца 2005 г. пассажирооборот в дальнем следовании снизился на 6,9%, в пригородном сообщении увеличился на 0,9% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Отправлено пассажиров в 2004 году 1305,9 млн. чел., что на 8% меньше предыдущего года. За 3 месяца 2005 года отправлено пассажиров 305,7 млн. чел., что на 4,5% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года.