Дипломная по теме: Влияние системы Интернета на психо—семантическое пространство пользователя

Название работы: Влияние системы Интернета на психо—семантическое пространство пользователя

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

105 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

Введение 1 с.

Глава I. Теоретико-методологические проблемы исследования системы «человек-Интернет» 7 с.

§ 1. Глобальная сеть как механизм обратной связи в системе «человек-Интернет» 7 с.

§ 2. Теоретические представления о взаимодействии системы «человек-машина» 17 с.

§ 2.1 Психология компьютеризации 17 с.

§ 2.2 Исследования 90-х годов XX века 33 с.

§ 3. Проблемы изучения оценочного отношения к Интернет-зависимости и компьютерным играм 48 с.

§ 3.1 Изучение оценочного отношения к феномену Интернет-зависимости 48 с.

§ 3.2 Компьютерные игры 61 с.

Глава II. Экспериментальное исследование особенностей психо-семантических значений понятия Интернет

§ 1. Планирование и проведение эксперимента 65 с.

§ 2. Результаты эксперимента и их анализ 72 с.

Заключение 103 с.

Библиография 105 с.

Выдержка:

Введение:

Современную ситуацию, сложившуюся в нашей стране, можно охарактеризовать как нестабильную не только в экономическом и политическом, но и в психологическом плане. Человек стоит перед необходимостью реагировать на динамично меняющиеся условия жизни. Все возрастающие разнообразные информационные потоки являются не только важными ресурсами, но и зачастую выступают в качестве стрессогенного фактора, приводя к неврозам и дезориентации. На данном этапе социокультурного развития человек сталкивается с задачей всеобщей интеграции информационных технологий.

Феномен Интернета представляет собой уникальное виртуальное пространство, которое во многих отношениях являет собой качественный прорыв по сравнению со своими предшественниками. Этот феномен, по своей масштабности и потенциалу, является уникальным. В определенной степени Интернет настолько приблизился к той сфере, где растворяется расстояние, насколько это вообще возможно для изобретенных человеком технологий. С точки зрения пространства, Интернет стирает огромные расстояния, разделяющие народы. С точки зрения времени, информация, хранящаяся в цифровом виде, практически не подвержена влиянию тех сил, которые разрушают материальные средства информации.

С одной стороны, трудно представить современную жизнь без существования этой новой информационной среды. Она пронизывает все области жизни, начиная от телекоммуникаций, образования, экономики, безопасности, науки и пр. С другой стороны существует неоднозначное отношение к этому феномену. От полного отказа, «демонизации» Интернета, до

восторженной его «фетишизации». В этой связи перед психологической наукой встает реальная теоретическая и практическая проблема изучения этого феномена, его роли в жизни человека, его силы и ограничений, последствий его воздействия.

Глава 2:

Так для пользователей понятие Общение в Интернете представляется как кратковременным, дискретным и хаотичным, что можно проинерпретировать, как необременительное, пластичное общение. Для непользователей же, общение длительное, непрерывное и упорядоченное, в чем можно усмотреть повышенное ожидание глубокого общения.

На четвертом этапе нашего эксперимента были проведены беседы с представителями двух экспериментальных групп, опытных пользователей и непользователей. В процессе бесед были подтверждены и уточнены полученные данные на других этапах эксперимента.

Результаты, полученные методом семантического дифференциала, с помощью коэффициента Манна-Уитни, с одной стороны и полученные, в результате факторизации, с другой стороны, в разных плоскостях позволяют вскрыть основные характеристики существенно различающихся моделей Интернета и его компонентов у пользователей и непользователей.

Обобщенное значение Интернета и его компонентов у пользователей можно смоделировать как органичное, живое, естественное. В отличии от него значение Интернета и его компонентов у непользователей представляется как механистичное, аппаратное.

На основании выполненного исследования и анализа полученных результатов нам представляется возможным сформулировать принципы и основные подходы для оптимизации процесса обучения непользователей навыкам работы в Интернете:

1. Осознание установки на Интернет как механистической, аппаратной, сверхлогичной, упорядоченной, сверхсложной машины; и изменения своего представления об Интернете в пользу хаотичности, меньшей логичности, изменчивости, органичности. Т. е. смещение акцента от

101

формы к содержанию, поскольку Интернет не является ни компьютером, ни модемом, ни проводами, ни программным обеспечением, а является виртуальным пространством.

2. Изменение отношения к Интернету как цели («овладение

Интернетом») на отношение к Интернету как новому средства для общения,

получения информации, проведения досуга, для знакомства и пр.

3. Понимание того, что не возможно совершить «роковую» ошибку,

что-то сломать, испортить. А в любой момент, при неудаче, можно начать все

сначала.

Заключение:

Подводя итог нашего исследования, необходимо отметить все возрастающий интерес к выбранной нами теме — влиянию новой информационной технологии — Интернета на человека. Эта проблема лежит на пересечении интересов многих отраслей науки - психологии, социологии, философии, физиологии и др. Сложность проблемы обусловлена сложностью и неоднозначностью трактовок самого феномена Интернета, различных психических феноменов, сопряженных с процессом использования Интернета. Одним из наиболее спорных моментов во взаимодействии с Интернетом является возникновение Интернет-аддикции.

Применение целостного подхода в нашей работе и рассмотрение взаимодействия в системе "человек—Интернет" как механизма обратной связи позволило глубже проникнуть в суть возникающих трудностей и противоречий, увидеть это взаимодействие в новом аспекте, как дающее возможность для самопознания и самореализации человека.

Исходя из предпринятого нами анализа литературы и экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. Принцип обратной связи является адекватным для рассмотрения

взаимодействия в системе «человек-Интернет»; этот принцип позволяет

глубоко понять природу данной системы, сложным образом опосредующую

самопознание и самореализацию человека, вскрыть психологические

особенности ее функционирования.

2. В отличие от сложившейся тенденции в психологических

исследованиях Интернета, ограничивающихся одним элементом этой

системы (только пользователи, отвечающие пользователи, инициативная

выборка). Мы полагаем наиболее продуктивным применение

методологического принципа целостного и системного подхода.

Похожие работы на данную тему