Введение:
Современную ситуацию, сложившуюся в нашей стране, можно охарактеризовать как нестабильную не только в экономическом и политическом, но и в психологическом плане. Человек стоит перед необходимостью реагировать на динамично меняющиеся условия жизни. Все возрастающие разнообразные информационные потоки являются не только важными ресурсами, но и зачастую выступают в качестве стрессогенного фактора, приводя к неврозам и дезориентации. На данном этапе социокультурного развития человек сталкивается с задачей всеобщей интеграции информационных технологий.
Феномен Интернета представляет собой уникальное виртуальное пространство, которое во многих отношениях являет собой качественный прорыв по сравнению со своими предшественниками. Этот феномен, по своей масштабности и потенциалу, является уникальным. В определенной степени Интернет настолько приблизился к той сфере, где растворяется расстояние, насколько это вообще возможно для изобретенных человеком технологий. С точки зрения пространства, Интернет стирает огромные расстояния, разделяющие народы. С точки зрения времени, информация, хранящаяся в цифровом виде, практически не подвержена влиянию тех сил, которые разрушают материальные средства информации.
С одной стороны, трудно представить современную жизнь без существования этой новой информационной среды. Она пронизывает все области жизни, начиная от телекоммуникаций, образования, экономики, безопасности, науки и пр. С другой стороны существует неоднозначное отношение к этому феномену. От полного отказа, «демонизации» Интернета, до
восторженной его «фетишизации». В этой связи перед психологической наукой встает реальная теоретическая и практическая проблема изучения этого феномена, его роли в жизни человека, его силы и ограничений, последствий его воздействия.
Глава 2:
Так для пользователей понятие Общение в Интернете представляется как кратковременным, дискретным и хаотичным, что можно проинерпретировать, как необременительное, пластичное общение. Для непользователей же, общение длительное, непрерывное и упорядоченное, в чем можно усмотреть повышенное ожидание глубокого общения.
На четвертом этапе нашего эксперимента были проведены беседы с представителями двух экспериментальных групп, опытных пользователей и непользователей. В процессе бесед были подтверждены и уточнены полученные данные на других этапах эксперимента.
Результаты, полученные методом семантического дифференциала, с помощью коэффициента Манна-Уитни, с одной стороны и полученные, в результате факторизации, с другой стороны, в разных плоскостях позволяют вскрыть основные характеристики существенно различающихся моделей Интернета и его компонентов у пользователей и непользователей.
Обобщенное значение Интернета и его компонентов у пользователей можно смоделировать как органичное, живое, естественное. В отличии от него значение Интернета и его компонентов у непользователей представляется как механистичное, аппаратное.
На основании выполненного исследования и анализа полученных результатов нам представляется возможным сформулировать принципы и основные подходы для оптимизации процесса обучения непользователей навыкам работы в Интернете:
1. Осознание установки на Интернет как механистической, аппаратной, сверхлогичной, упорядоченной, сверхсложной машины; и изменения своего представления об Интернете в пользу хаотичности, меньшей логичности, изменчивости, органичности. Т. е. смещение акцента от
101
формы к содержанию, поскольку Интернет не является ни компьютером, ни модемом, ни проводами, ни программным обеспечением, а является виртуальным пространством.
2. Изменение отношения к Интернету как цели («овладение
Интернетом») на отношение к Интернету как новому средства для общения,
получения информации, проведения досуга, для знакомства и пр.
3. Понимание того, что не возможно совершить «роковую» ошибку,
что-то сломать, испортить. А в любой момент, при неудаче, можно начать все
сначала.
Заключение:
Подводя итог нашего исследования, необходимо отметить все возрастающий интерес к выбранной нами теме — влиянию новой информационной технологии — Интернета на человека. Эта проблема лежит на пересечении интересов многих отраслей науки - психологии, социологии, философии, физиологии и др. Сложность проблемы обусловлена сложностью и неоднозначностью трактовок самого феномена Интернета, различных психических феноменов, сопряженных с процессом использования Интернета. Одним из наиболее спорных моментов во взаимодействии с Интернетом является возникновение Интернет-аддикции.
Применение целостного подхода в нашей работе и рассмотрение взаимодействия в системе "человек—Интернет" как механизма обратной связи позволило глубже проникнуть в суть возникающих трудностей и противоречий, увидеть это взаимодействие в новом аспекте, как дающее возможность для самопознания и самореализации человека.
Исходя из предпринятого нами анализа литературы и экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:
1. Принцип обратной связи является адекватным для рассмотрения
взаимодействия в системе «человек-Интернет»; этот принцип позволяет
глубоко понять природу данной системы, сложным образом опосредующую
самопознание и самореализацию человека, вскрыть психологические
особенности ее функционирования.
2. В отличие от сложившейся тенденции в психологических
исследованиях Интернета, ограничивающихся одним элементом этой
системы (только пользователи, отвечающие пользователи, инициативная
выборка). Мы полагаем наиболее продуктивным применение
методологического принципа целостного и системного подхода.