Дипломная по теме: Влияние учебной мотивации подростков на успеваемость

Название работы: Влияние учебной мотивации подростков на успеваемость

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

77 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение

Глава 1. Теоретический подход к проблеме мотивации

1.1. Характеристика учебной мотивации

1.2. Особенности учебной мотивации подростков

1.3. Взаимосвязь мотивации и учебной деятельности подростков

Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы влияния учебной мотивации подростков на успеваемость

2.1. Программа исследования

2.2. Обработка и анализ результатов исследования

Заключение

Литература

Приложения

Выдержка:

Введение:

Учителю, стремящемуся к психологическому изучению влияния учеб-ной мотивации на успеваемость, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы.

Психологическое изучение мотивации и ее влияния - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной лич-ности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми плана-ми, которые были намечены.

Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникно-вение учителя в глубинные закономерности становления ученика как лично-сти и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мо-тивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазви-тия им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывает-ся мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой пси-хологически продуманных приемов.

Глава 2:

Для того чтобы перейти непосредственно к результатам нашей работы, мы считаем необходимым описать условия, в которых она проводилась. Ис-следование было осуществлено на базе основной общеобразовательной шко-лы №49 города Брянска, в котором приняли участие учащиеся 8-го класса.

На первом этапе диагностирования для исследования были использо-ваны следующие методики:

1. Самоописание (см. приложение 1).

2. Опросник Розенберга (см. приложение 2).

3. Тест «Самооценка» (см. приложение 3).

Полученные данные обработаны и представлены графически

Целью методики «Самоописание» являлось выявить особенности когни-тивного элемента самосознания подростка. Она заключается в следующем: испытуемым было предложено охарактеризовать себя в десяти предложениях в течение десяти минут. Полученные данные по группе представлены на ри-сунке 1.

Методика опросник Розенберга была проведена для выявления особен-ности развития эмоционально-аффективного компонента образа «Я» уча-щихся подросткового возраста. Испытуемым была предложена анкета, со-стоящая из 10-ти утверждений и 4-х вариантов ответов. Их задача заключа-лась в выборе вариантов ответов. Полученные данные предложены на рисун-ке 2, но, так как результаты классифицируются по двум аспектам, то они от-ражены на рисунке 2 а; на котором представлен уровень самоуважения и на рисунке 2 б, где также представлен уровень самоунижения.

Тест «Самооценка» имел своей целью выявить особенности оценочно-волевого элемента самосознания учеников. Она заключалась в следующем: испытуемым были зачитаны 4 списка слов, характеризующих качества лич-ности. Их задача – из каждой группы выделить те, которые они считают иде-альными, а затем среди них выделить те, которые присущи им. Полученные результаты представлены на рисунке 3.

Заключение:

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мо-тивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожа-луй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единст-венное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося началь-ной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно пред-ставлены в их мотивационных схемах.

В данной работе были исследованы мотивы учения школьников, осо-бенности их динамики. Было выявлено изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним на протяжении обучения в начальной школе. В общей массе учащихся преобладают также внутренние мотивы.

В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заклю-чается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и

мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать

более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим

обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляю-щих жизнью личности.

Похожие работы на данную тему