Введение
Актуальность исследования. В настоящее время как показывает опыт и многочисленность исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у него отклонения и особенности развития и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания.
На данном этапе развития нашего общества число детей, имеющих, задержку психического развития постепенно увеличивается. По данным разных авторов число таких детей колеблется в пределах 5-10% от детской популяции.
Результаты психолого-педагогических исследований (Л.И. Божович, Э.А. , К.А. Климова и др.) показывают, что подготовка ребенка к школе постоянно совершенствуется.
Однако все чаще педагоги-практики (Н.К. Абраменко, Л.И. Божович и др.) указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе школьного обучения детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью – ученика.
На фоне достаточного интеллектуального развития нередко проявляется недостаточная социальная подготовленность. Неумение устанавливать доброжелательные отношения с окружающими. Вследствие этого дети испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания, затрудняются в установлении полноценных контактов со взрослыми и сверстниками, что в итоге приводит к снижению успеваемости младших школьников. То обстоятельство, что залогом успешного овладения ребенком школьными знаниями, прежде всего, является высокий уровень развития вербального интеллекта и мотивационная готовность к обучению в школе, данная группа детей нуждается, в особой психолого-педагогической помощи определило тему нашего исследования «Учебная мотивация детей с задержкой психического развития».
Глава II. Экспериментальное изучение уровня учебной мотивации детей с задержкой психического развития.
2.1. Исследование мотивационной готовности к школьному обучению у первоклассников при задержке психического развития.
Экспериментально – опытная часть нашего исследования была выполнена в средней школе № 21 г. Каменска-Уральского. В исследовании принимали участие дети 1В класса коррекции – 12 человек.
Основная цель исследования: экспериментальным путем изучить мотивационную сферу учеников 1 класса с задержкой психического развития.
Для достижения цели использовали диагностические методики:
- модифицированный вариант беседы (Лусканова Н.Г.);
- анкета по оценке уровня школьной мотивации (Блинова Л.Н.);
- рисуночная диагностика учебных мотивов (Блинова Л.Н.).
Модифицированный вариант беседы.
Цель: Исследование мотивационной готовности первоклассников в школе.
Беседа состояла из восьми утверждений, из которых ребенок должен был выбрать вариант своего поведения. Описание беседы предоставлено в приложении 1. Ответы на каждые из вопросов оценивались как «школьные» А и «дошкольные» Б. Они представлены в протоколе № 1 и (приложении № 2).
Результаты исследования мотивационной готовности первоклассников при задержке психического развития представлены в таблице № 1.
Литература.
1. Анулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний/ Тезисы научно-практической конференции. – СПБ., 1999 – 56 с.
2. Ананьев Б.Г. Сорокина А.И. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению. М.: АПН. РСФСР.. 1995.
3. Анищенко О.М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание – 1979 № 5.
4. Астапов В.М. Определение готовности детей к обучению в школе. М.: Знание, 1991.
5. Агафонов И.Н. Экспресс диагностика готовности к школе. Учебное пособие СПБ.. 1997.
6. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. М.. 1979.
7. Божович Л.И., Славика Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М.. 1979 – 421 с.
8. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 1996 – 206 с.
9. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. М., 2004.
10. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе: Психологический аспект. М.: Знание, 1983.
11. Белопольская Н.Л. Психические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. Дис. Кандидат психологических наук. – М., 1976.
12. Борякова Н.Ю. Психологические особенности школьников с задержкой психического развития. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004 № 1.
13. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. Знаете ли вы своего ученика? М.: Академия, 1996.
14. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.. 2002.
15. И.Ю. Блясова Особенности учебной мотивации первоклассников в начальный период обучения/ Актуальные вопросы практической психологии, Шадринск, 1996.
16. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.. 1985.
17. Дети с задержкой психического развития/ Под редакцией Власовой Т.А. М., 1983., В.И. Лубовский.
18. Дети с задержкой психического развития /под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цытиной, М.. 1984.
19. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития. // Дефектология. – 1986 № 3.
20. Дробинская А.О. подготовка к школе детей с задержкой психического развития – М., 2005.
21. Готовность к школе: Руководство практического психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Наука: Академия, 1995.
22. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина. М.: НИИ ОПП, 1981.
23. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Р. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983.
24. Жаренкова Г.И. Специфика учебной деятельности. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М: Педагогика,1984.
25. Ильин Е.П. мотивация и мотивы. – СПБ.. 2000 – 512 с.