Введение:
Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.
Особенность формирования личности детей, лишенных родительского попечения, нацеливают на ведения необходимых педагогических коррективов в условиях жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы для предупреждения ниже рассмотренных особенностей личностного составления и развития.
Воспитание и обучение в школе интернате, в детском доме имеет свою особенность, это особенность заключается в том, что приходится иметь дело с детьми из семей в большей части, которых психолого-педагогическая культура родителей находится на низком уровне. Как правило, это не благополучные семьи. На формирование личности ребенка большое внимание оказывают различные первичные коллективы, членами которых он является. Естественно, что одним из таких коллективов является семья.
Пребывание в такой семье оказывает деформирующие влияние на личность ребенка, усугубляя крайнее низкое материальное положение, особенно заметное при нынешнем расслоении общества. А деформированная личность и свою волю выражает деформировано. Дети из таких семей эмоциональны, подвижны, повышенно возбудимы.
Обобщения опыта работы детских домов, школ-интернатов, психологические исследования свидетельствуют, что дети, воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности при вступлении в самостоятельную жизнь.
Общее физическое и психологическое развитие воспитанников детских государственных учреждений отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп их психического развития замедлен, имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позднее и хуже формируется умения управлять своим поведением, навыки самоконтроля.
Отсюда вытекают многие сложности и проблемы характерные только для учебно - воспитательного процесса в школах-интернатах и детских домах. Этой проблемой занились ученые, педагоги: А.С. Быков, Л.А. Кочкина, Б.А. Куган, С.Т. и др.
Цель: изучить психолого – педагогические аспекты социализации личности ребенка и рассмотреть основные направления социализации ребенка в учреждениях государственной поддержки детства.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть исторический анализ проблемы.
3. Раскрыть сущность понятий «социализация» и «развитие личности».
4. Выявить проблемы развития детей в условиях детских домов и школ – интернатов.
5. Определить основные направления воспитательной работы в школах – интернатах и детских домах.
Методы исследования: наблюдение, анализ литературы и законодательных актов; обобщение опыта работы педагогов.
Глава 2:
Улучшение бытовых условий, когда жизнь разновозрастной группы детей в отдельной квартире с полным набором необходимых помещений приводит к изменениям в поведении детей, положительно складывается на их эмоционально-психологическом настроении. В работе воспитателей тоже происходят качественные изменения – исчезает формализм и за организованность на первом плане развитие личности ребенка, помощь в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие переживаемых детьми событиях. И главным предметом особой заботы педагогического коллектива является формирование нравственной атмосферы, добрых взаимоотношений между взрослыми и детьми.
В последние годы дети, поступающие в детский дом, как правило, прибывают с наследием психических, соматических и интеллектуальных проблем; в отсутствие прежней жизни до детского дома положительных примеров приводит к задержке эмоционального и интеллектуального развития. Такие дети часто попадают в «группу риска».
Учитывая важность индивидуального подхода к каждому ребенку, создание атмосферы доброжелательности, психической комфортности в детском доме создана и работает «Программа профилактической и коррекционной работы с подростками «группы риска», в которой объединяется работа медицинского персонала, психолога, социального педагога, логопеда и педагогов дополнительного образования. Целью программы является изучение психико-физического развития и состояния личности ребенка с последующей психо-лого-медико-педагогической помощью.
Детским домам и школам интернатам необходимо решать важнейший вопрос социализации воспитанников. Так в план учебно-воспитательной работы введена программа «Становление», работая по программе, воспитанники готовятся к самостоятельной жизни и деятельности. Целью социализации личности воспитанников поставлена и досуговая деятельность воспитанников: различные кружки, секции, цех до профессиональной подготовки, факультативы, праздники, тематические вечера, экскурсии, деятельность ДОО «РИД» и многое другое.
Выпускники образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся под ответственностью государства до 23 лет и условия их жизни в этот период принципиально отличаются от детей из семьи. Нахождения ребёнка без попечения родителей на полном государственном обеспечении, предполагает наличие законодательной базы, обеспечивающей права и льготы таких детей, механизмы их реализации, систему принципов, методов законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий, учреждений целью деятельности которых является обеспечение оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей поддержания жизниобесечения и длительного существования личности.
Заключение:
Социализация личности ребенка является одним из приоритетных направлений деятельности УГПД.
В самых общих чертах, социализация – это, одной стороны, процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения социального опыта, приобщение к системе социальных связей.
С другой стороны, - процесс активного воспроизводства социальных связей ребенка за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Социализация по своему содержанию, есть процесс становления личности, который осуществляется через общение. Самосознание и деятельность.
Основной особенностью самоанализа воспитанников детского дома является замещение одного из основных институтов социализации – нормативно биологической среды – УГПД. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидны уже в первые годы жизни ребенка, воспитывающегося вне семьи.
Приходя из неблагополучной биологической семьи, ребенок во всех отношениях депривирован, педагогически запущен. А в последнее время поступают в детский дом дети – переростки, в 12 – 13 лет идут учиться в 1 и 2 класс, с задержкой физического и психического развития, с «букетом» соматических заболеваний.
Что бы решить проблемы социализации личности ребенка, в детском доме создана и работает служба социально-педагогического сопровождения (ССПС), которая осуществляет свою работу в тесном контакте с педагогическим коллективом детского сада и школы, с администрацией сельского совета, патронатными семьями, и социумом села.
На семинарах, медико-психолого-педагогических консилиумах рассматриваются различные аспекты социализации воспитанников.
Хорошим подспорьем в решении вопросов социализации личности воспитанников является работа факультативов по разделам программы «Становление», на которых дети получают необходимые знания, умения и новыки.
Велика роль в социализации детей детского общественного объединения «РИД».
Большое внимание администрация детского дома и школы, педагогические коллективы уделяют расширению социальных связей детей: участие в различных смотрах, конкурсах, соревнованиях; отдых в санаториях, лагерях, встречи с интересными людьми; занятие на факультативах, кружках и пр.
Работая по социализации личности, необходимо особое внимание обратить на мотивацию получения конкурентно-способных знаний. А так же формировать навыки культуры, поведения в повседневной жизни. Зная правила этикета на «четыре» и даже на «пять», дети в жизни применяют их частично, или игнорируют и пренебрегают ими вообще.