Дипломная по теме: Социализация личности ребенка в учреждениях государственной поддержки детства

Название работы: Социализация личности ребенка в учреждениях государственной поддержки детства

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Соцобеспечение

Страниц:

70 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты социализации личности ребенка

1.1 Исторический анализ проблемы

1.2 Социализация и развитие личности, их взаимосвязь

1.3 Виды учреждений государственной поддержки детства

Вывод по первой главе

Глава 2: Основные направления социализации ребенка в учреждениях государственной поддержки детства

2.1 Проблемы развития детей в условиях детских домов и школ- интернатов

2.2 «Социализация личности ребенка» как основное направление

воспитательной работы в школах интернатах и детских домах

2.3 Роль детского дома в судьбе выпускников

Вывод по второй главе

Заключение

Библиографический список

Приложение

Выдержка:

Введение

Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Особенность формирования личности детей, лишенных родительского попечения, нацеливают на ведения необходимых педагогических коррективов в условиях жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы для предупреждения ниже рассмотренных особенностей личностного составления и развития.

Воспитание и обучение в школе интернате, в детском доме имеет свою особенность, это особенность заключается в том, что приходится иметь дело с детьми из семей в большей части, которых психолого-педагогическая культура родителей находится на низком уровне. Как правило, это не благополучные семьи. На формирование личности ребенка большое внимание оказывают различные первичные коллективы, членами которых он является. Естественно, что одним из таких коллективов является семья.

Пребывание в такой семье оказывает деформирующие влияние на личность ребенка, усугубляя крайнее низкое материальное положение, особенно заметное при нынешнем расслоении общества. А деформированная личность и свою волю выражает деформировано. Дети из таких семей эмоциональны, подвижны, повышенно возбудимы.

Обобщения опыта работы детских домов, школ-интернатов, психологические исследования свидетельствуют, что дети, воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности при вступлении в самостоятельную жизнь.

Общее физическое и психологическое развитие воспитанников детских государственных учреждений отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп их психического развития замедлен, имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позднее и хуже формируется умения управлять своим поведением, навыки самоконтроля.

Отсюда вытекают многие сложности и проблемы характерные только для учебно - воспитательного процесса в школах-интернатах и детских домах. Этой проблемой занились ученые, педагоги: А.С. Быков, Л.А. Кочкина, Б.А. Куган, С.Т. и др.

Цель: изучить психолого – педагогические аспекты социализации личности ребенка и рассмотреть основные направления социализации ребенка в учреждениях государственной поддержки детства.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Рассмотреть исторический анализ проблемы.

3. Раскрыть сущность понятий «социализация» и «развитие личности».

4. Выявить проблемы развития детей в условиях детских домов и школ – интернатов.

5. Определить основные направления воспитательной работы в школах – интернатах и детских домах.

Методы исследования: наблюдение, анализ литературы и законодательных актов; обобщение опыта работы педагогов.

Закон «Об образовании» называет одним из принципов государственной политики «гуманистической политики образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» осуществление этого принципа в условиях детских домов и школ-интернатов имеет свою специфику, которая должна в полной мере учитываться при построении учебно-воспитательного процесса[2;14].

Контингент детских домов в значительной степени составляют дети, в чем-то действительно ущемленные, так как с раннего детства, когда закладываются основы личности, они находились в депривированных условиях. Они нередко недоедали, не имели чистой постели, не приучены к порядку, а самое главное они запечатлели в своей памяти извращенные отношения между людьми, увидели жизнь с «черного хода».

Литература

1. Бардышевская И.С. «Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы СПБ» - 2000г.

2. Войтенко Т.П. «Проблемы развития детей в детских домах и школах интернатах» Вопросы психологии – 1999 г. № 2

3. Газекенова В.Н. «Роль детского дома в судьбе выпускников»- Образование- 2003г. №2

4. Галагурова М.А. «Муниципальные детские социально-педагогические учреждения»- Педагогика-1994г. №4

5. Горбунова О. «Детдомовские дети и учитель: аспекты взаимоотношений» - Социальная педагогика - 2003г. №2

6. Горшкова Е.А. «Воспитательные дома и приюты в Российской империи» Педагогика – 1995 г. № 1

7. Гусев А. «Система принципов воспитания - основа организации воспитательного процесса в детском доме» - Воспитательная работа в школе-2003г. №4

8. Каган М.С. «К построению философской теории личности»- Философские науки-1971г. №5

9. Кочан М.С. «Построение философской теории личности» - Философские науки – 1971 №5

10. Конева О.Б «Актуальные вопросы практической педагогики» - Шадринск – 1996 г.

11. Кравченко А.И. «Обществознание» - Москва – 2000 г.

12. Крысько В.Г. «Социальная психология: словарь справочник» - Мн: Харвест – 2001 г.

13. Куган Б.А. «Системный подход к управлению социально-трудовой адаптацией воспитанников детских домов» - Курган-Шадриснк – 1997 г.

14. Лишенные родительского попечительства: Учебное пособие для студентов – М.: Просвещение- 1991г.

15. Мадди С. «Теория личности: Сравнительный анализ»- СПб- 2002г.

16. Миркес М. «Рабочие» и «нерабочие» проблемы детского дома – Сельская школа со всех сторон – 2001г. № 27

17. Мухина В.С. «Возрастная психология»- М.: Академия- 1997г.

18. Мухина В.С. «Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа»- Вопросы психологии» 1989г. №1

19. Немедова А.Л. «Психологическое обеспечение социальной адаптацией воспитанников детского дома» - Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы- 2003г.-№2

20. Немов Р.С. «Психология» - Москва – 1990г.

21. Никольская И.М. «Психологическая защита у детей»- Речь- 2000г.

22. Олиференко Л.Я. «Инновации в работе специалистов социально-педагогических учреждений»- М.: Полиграф-сервис- 2001г.

23. Ольшанский Д.В. «Новая педагогическая психология: Учебное пособие» - Москва – 2002 г.

24. Пашукова Т.И. «Практикум по общей психологии»- Киев- 2000г.

25. Петровская Л. А. «О природе компетентности в общении»- Мир психологии – 1996г.- №3

26. «Психология: Словарь» под ред. А.В.Петровского- М.: Политиздат- 1990г.

27. Реан А.А. «Психология личности: Хрестоматия» - СПб – 2000 г.

28. Романов К.М. «Формирование психологического мышления учителя»- Саранск – 1994г.

29. Рубчевский К.В. «Формы прохождения социализации личности»- Психологическая наука и образование- 2002г.- №2

30. Сборник нормативных документов по работе образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.- ВЫПУСК 2.- 2002г.

31. Семья Г.В. «Выпускник. Формирование социально-психологической защищенности» – Москва: Пограф-сервис – 2001 г.

32. Семья Г.В. «Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»- М.: СЛОВО- 2002г.

33. Семья Г.В. «Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»- М.: Полиграф-сервис- 2001г.

34. Сорочинская Е.Н. «Детское движение в современном обществе»- Ростов на Дону- 1993г.

35. «Справочник директора образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»- М.: Полиграф-сервис- 2001г.

36. Степанов К. «Принципы нормализации жизни»- Психологическая газета: Мы и мир- 2002г.- №2

37. Степанов С. «Становление человека»- Школьный психолог»- 2002г. №42

38. Столяренко Л.Д. «Основы психологии» - Ростов на Дону – 1996 г.

39. Титова Е.В. «Непознанная наука» - ТИМ вып.4. М. 1998г.

40. Трухачева Т. В. «Новые взрослые и новые дети»- М.: МГУК- 1997г.

41. Фишер Р. «Путь к согласию, или переговоры без поражений»- М. 1998г.

42. Фромм Э. «История психологии 20 век: Хрестоматия»- Екатеринбург- 2002г.

43. Хендерсон Дж. «Практический анализ культурных установок». – М.: Добросвет. – 1997г.

44. Худик В.А. «Психологические методики исследования интеллекта и личности». – Киев: Здоровье. – 1994г.

45. Шевандрин Н.И. «Социальная психология в образовании» - Москва – 1995 г.

46. Шихирев П.Н. «Современная социальная психология США»-М: Наука-1979г.

47. Энциклопедия практического самопознания. – Составил А.И.Красило. – М.: Международная педагогическая академия. – 1994г.

48. Юдина Е.В. «Практическая психология». – М.: Библиотека практического психолога. – 1996г.

49. Ярунов А. «Детдом готовит к жизни» - Народное образование – 1992 г. № 1/2

50. Ясюкова Л.А. «Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников» - СПб – 2003 г.

Похожие работы на данную тему