Дипломная по теме: Психологическое сопровождение развития личности ребенка-инвалида

Название работы: Психологическое сопровождение развития личности ребенка-инвалида

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

92 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА. 9

1.1. Роль и значение психологического сопровождения

в развитии личности ребенка-инвалида 9

1.2. Особенности работы педагога – психолога с различными

категориями детей-инвалидов 30

Выводы 39

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 40

2.1. Принципы и этапы исследования 40

2.2. Содержание и результаты опытно-

экспериментальной работы 45

2.3. Программа психологического сопровождения развития

личности ребенка-инвалида 50

Выводы 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

ЛИТЕРАТУРА 68

ПРИЛОЖЕНИЕ 72

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и постановка проблемы исследования.

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные пси-хологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, фак¬торы психологического сопровождения.

Однако проблемы психологического сопровождения инвалидов в целом, и детей-инвалидов в частности в отечественной литературе все еще не яв¬ляются предметом специального исследования. Хотя пробле¬ма психологиче-ского сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушения¬ми психиче-ского и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практи-ческом отношении.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 чис-ла жителей нашей планеты.

Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельству-ют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с не-достатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными воз-можностями.

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, на¬блюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за по-следнее десятилетие увеличилась в два раза.

В 1995 году в органах социальной защиты населения со¬стояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получаю¬щих социальную пенсию. Но фак-тически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчиты-ваться около 900 тыс. – 2–3 % детской популяции

Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными на-следственными заболеваниями, среди них 70–75 % являются инвалидами (А.М. Панов, 1995).

Инвалидность у детей означает существенное ограни¬чение жизнедея-тельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обу-чении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему обще-ственных отношений требует от об¬щества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные цен-тры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).

Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися откло-нениями в развитии является одним из основных и главных в истории специ-ального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию – коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.

У истоков учения возникновения аномального развития стояли такие видные исследователи как В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, И.В. Маляревский, Г.И. Россолимо. Дальнейшее формирование отечественной олигофренопедаго-гики связано с именами Д.И. Азбукина, Т.А. Власовой, А.Н. Грабарова, Л.В. Занкова, Ф.М. Новика и других.

Большой вклад в разработку теоретических основ обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии внесли ведущие ученые-олигофренопедагоги Н. П. Долгобородова, Г. М. Дульнев, И. Г. Еременко, Х. С. Замский, М. С. Певзнер, И. М. Соловьев. В их трудах коррекция рассматривается как неотъем-лемая сторона образовательно-воспитательной работы специальной школы.

Теория и практика психологического сопровождения детей с отклоне-ниями в развитии значительно обогатилась благодаря большому количеству публикаций, в которых освещен опыт работы учителей специальных школ (ав-торы публикаций – учителя В.А. Грузинская, Е.Д. Микулина, А.Н. Смирнова, К.Ф. Ширина и другие).

В настоящее время проблемой психологического сопровождения разви-тия детей-инвалидов занимается достаточно малое число исследователей (Ма-майчук И.И., Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюхова Е.М., и др.).

Мы полагаем, что сегодня сложились необходимые предпосылки для ис-следования проблемы психологического сопровождения развития детей-инвалидов, в частности, вопросов, связанных с организацией коррекционной работы с детьми, страдающими физическими и психическими отклонениями в процессе проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий, с целью развития личности детей-инвалидов, что и определило тему настоящего исследования «Психологическое сопровождение развития личности детей-инвалидов».

Цель исследования – рассмотреть особенности психологического со-провождения развития личности детей-инвалидов.

Объектом исследования являются дети-инвалиды дошкольного и школьного возраста.

Предмет исследования – психологическое сопровождение развития личности детей-инвалидов.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была вы-двинута общая гипотеза исследования: внедрение в учебно-воспитательный процесс специальных учреждений программы психологического сопровожде-ния необходимо для нормального формирования и становления личности де-тей-инвалидов.

Задачи исследования:

– осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

– проанализировать теоретический и практический опыт организации и проведения психологического сопровождения развития детей-инвалидов;

– рассмотреть основные направления деятельности педагога-психолога по психологическому сопровождению развития личности детей-инвалидов;

– разработать программу психологического сопровождения развития личности детей-инвалидов.

Методологические и теоретические основы исследования. Настоящее исследование основывается на ряде общепедагогических и общепсихологиче-ских принципов, среди которых особое значение имеют: принцип системного подхода предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно, че-рез определенные промежутки времени; принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается це-лым комплексом причин; принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных законо-мерностях, объяснено в понятиях детской психологии.

Кроме того, исследование опирается на теории и концепции, раскрываю-щие особенности развития личности в детском возрасте (Л. С. Выготский, И. Ю. Кулагина, Э. Эриксон и др.), теории психологии субъекта и его деятельно-сти А. В. Брушинского, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, В. А. Петров-ского, концепции психологии индивидуальности В. С. Мерлина и В. В. Бело-уса; идеи гуманизации образования в рамках личностноразвивающей парадиг-мы (А. Г. Асмолов, Е. И. Исаев, И. Б. Котова, В. А.Петровский, В. А. Сластени-на и др.); концепции психологического сопровождения личности на разных этапах ее развития (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов и др.); исследо-вания психологической помощи семьям, имеющим детей-инвалидов.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение опыта работы педагогов-психологов специального образовательного учреждения; изучение документа-ции на учащихся; направленное педагогическое наблюдение за учебно-познавательной деятельностью учащихся; анкетирование родителей и педаго-гов-психологов; экспериментальное проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий с последующим анализом их эффективности.

Практическая значимость заключается в том, что его результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе специальных учрежде-ний при организации работы по психологическому сопровождению развития личности детей-инвалидов.

Базой экспериментального исследования стало специальное учрежде-ние – центр «Доверие», и дети разных возрастных категорий (от 3 до 15 лет) с различными психическими и физическими отклонениями от нормы (всего 26 человек).

Этапы исследования:

I этап (август 2004 – ноябрь 2005 гг.) – научно-методического поиска – изучение, анализ, теоретическое обобщение научных подходов по проблеме ис-следования.

II этап (ноябрь 2004 – декабрь 2005 гг.) – организационный – осуществ-лялось планирование научного исследования, были сформулированы цель, ги-потеза и задачи исследования, разработан и апробирован методический инст-рументарий по сбору эмпирического материала.

III этап (декабрь 2004 – январь 2005 гг.) – констатирующий эксперимент – выполнялось диагностическое исследование, направленное на изучение лич-ности детей-инвалидов.

IV этап (январь 2005 – март 2005) – заключительный – были обобщены полученные результаты и подготовлена программа по психологическому со-провождению развития личности детей-инвалидов.

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 8 приложений.

Основное содержание работы.

Во введении обоснованы актуальность и выбор темы исследования; оп-реде¬лен научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методология и мето¬ды исследования; показаны его этапы, теоретическая и практи¬ческая значи-мость.

В первой главе «Проблемы психологического сопровождения развития личности ребенка-инвалида» рассмотрены роль и значение психологического сопровождения в развитии личности ребенка-инвалида; особенности работы педагога – психолога с разными категориями детей-инвалидов.

Во второй главе «Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы» предлагается анализ результатов диагностики детей-инвалидов и соб-ственно сами результаты опытно-экспериментальной работы; а также предлага-ется программа психологического сопровождения развития личности ребенка-инвалида в рамках деятельности педагога-психолога специального учреждения.

И теоретическая и экспериментальная главы дипломного исследования заканчиваются выводами.

В заключении также сделаны основные выводы по результатам исследо-вания, предлагается список литературы и приложения, содержащие экспери-ментальный диагностический материал, а также программу психологического сопровождения развития личности ребенка-инвалида в рамках деятельности педагога-психолога специального учреждения.

Психологическая служба в центре «Доверие» работает по принципу пси-хологического сопровождения ребёнка, которое осуществляется психологами и педагогами школы. Основная цель психологического сопровождения – созда-ние максимально комфортных условий пребывания ребёнка в школе, позво-ляющих в полной мере реализоваться способностям и устремлениям ребёнка, сформировать успешность, адекватную самооценку и стремление к достижени-ям. Кроме того, психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление сложностей в развитии ребёнка и определение условий для их кор-рекции и профилактики.

Два раза в год психологи школы проводят диагностические исследования детей. Целью этих исследований является выработка рекомендаций по оптими-зации взаимодействия с ребёнком. По итогам диагностики организуются собе-седования психологов с родителями ребёнка, где представляются результаты адаптации (в начале учебного года) и итоги за год (в конце учебного года). Кроме того, предусмотрена консультация по желанию родителей в течение учебного года.

В случае запроса родителей на более частые консультации, предусмот-рены следующие формы работы психологической службы школы:

 индивидуальное консультирование (в рамках дополнительных услуг);

 индивидуальные занятия психолога с ребёнком (предполагают также консультации для родителей, дополнительные услуги);

 индивидуальная программа;

 углублённая психологическая диагностика.

Поскольку жизнь ребёнка в школе протекает в сложноорганизованной среде, где, помимо учёбы, важную роль играют отношения со сверстниками, педагогами, родителями, задача психологической службы – сделать эту среду как можно более комфортной и адекватной для ребёнка. Поэтому психологи школы еженедельно проводят наблюдения в классах с целью коррекции разви-тия групповых отношений, выработки рекомендаций педагогам и воспитате-лям, контроля качества психологического сопровождения детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова В. В. Социальная психология детства в контексте развития отно-шений ребенка в мире //Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 3–16.

2. Алексеева Л. С. и др. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе «Детская личность». Президентская программа «Дети России». – М., 1997.

3. Базоев В.3. Поддержка профессионального образования глухих в Велико-британии. //Дефектология. – 1997. – № 3.

4. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2000.

5. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. – 1998. – № 3.

6. Возрастно-педагогический подход в консультировании детей и подростков: Уч. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г. В. Буршенская, Е. И. Захарова, О. А. Каробанова и др. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.

7. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. – М.: Интор, 1996.

8. Гомезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная психология: Уч. по-собие для студентов всех специальностей педагогических ВУЗов. – М.: Пе-дагогическое общество России, 2003.

9. Горячева Т.Г. Психологическая помощь детям с врожден¬ными пороками сердца и их семьям // Мир психологии. – 1998. – № 2.

10. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской – М., 2000.

11. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2001.

12. Захаров А. И. Неврозы у детей. – СПб., 1996.

13. Иващенко Г. М., Ким Е. Н. Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа «Дети России». – 2001.

14. Карвялис В. Специальное образование детей с ограничен¬ными возможно-стями и подготовка педагогов-дефектологов //Дефектология. 1996. – № 1.

15. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с откло-нениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогиче-ских учебных заведений /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

16. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.

17. Мак-Дермонт Я., О,Коннор Д. НЛП и здоровье: Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия. – Челябинск, 1998.

18. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального обра-зования в России. (Результаты исследо¬вания, как основа для построения проблемы развития). //Дефектология.– 1997. – № 4.

19. Матейчек З. В. Родители и дети. – М.: Просвещение, 1992.

20. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. – М., 2000.

21. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.

22. Мухина В. С. Детская психология. – М., 1999.

23. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.

24. Немов Р. С. Психология. Книга 1. – М., 1998.

25. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.

26. Онебьева В. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего до-школьного возраста. – М., 2002.

27. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студентов средних пе-дагогических учебных заведений./Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени и др.; под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., Издательский цент «Академия», 2002.

28. Павлов И.Н. Социальная работа с инвалидами. – М.: Просвещение, 1996.

29. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ог¬раниченными воз-можностями - эффективная форма соци¬ального обслуживания семьи и детей //Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. – М., 1997.

30. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М., 2001.

31. Практическая психология образования./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1998.

32. Программа создания государственной системы раннего выявления специ-альной помощи детям с отклонениями в развитии //Школьный психолог. – 2002. – № 6.

33. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов./Под общ. ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1995.

34. Психологические тесты в двух томах. Том I. / Под ред. А. А. Карелина. – М.: «Владос», 2003.

35. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития.// дошкольное воспитание. – 1998 - №12.

36. Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И. В. Дуброви-ной 4-е изд. Изд. Центр «Академия», 2000.

37. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000.

38. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей. // Вопросы психологии. – 20001 - №4

39. Смирнов Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М., 1997.

40. Современные подходы к болезни Дауна /Под ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда. – М.: Педагогика, 1992.

41. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями /Общ. ред. Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. – М., 1996.

42. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитываю¬щих детей с от-клонениями в развитии. //Дефектология. – 1998. – № 1.

43. Урантаева Г. О., Афонькина Ю. А, практикум по детской психологии: посо-бие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детских садов / Под ред. Г. А. Урантае-вой. – М.: Просвещение; Владос, 1995.

44. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и уп-ражнения, 4 части. – М., 1998.

45. Фопель К. Как учить детей сотрудничать. Психологические игры и упраж-нения. 4 части. – М., 1998.

46. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: книга для учителей. – М.: Просвещение, 1987.

47. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Совершенство, 1998.

48. Хухлаева О. В. Лесенка радости. – М., 1998.

49. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологиче-ской коррекции. – М.: Академия, 2001.

50. Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников спе¬циальных школ для детей с нарушениями слуха. ///Дефек¬тология. – 1998. – № 1.

51. Шмидт В. В., Шмидт В. Р. Проблемы психологической коррекции глазами детских практических психологов. // Детский практический психолог. – 1996. - № 1-2.

52. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.

53. Эриксон Э. Г. Детство и общетсво / Пер. с науч. Ред. А. А. Алексеев 2-е изд. перер. И доп. – СПб., 2000.

Похожие работы на данную тему