Введение:
Актуальность и постановка проблемы исследования.
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные пси-хологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, фак¬торы психологического сопровождения.
Однако проблемы психологического сопровождения инвалидов в целом, и детей-инвалидов в частности в отечественной литературе все еще не яв¬ляются предметом специального исследования. Хотя пробле¬ма психологиче-ского сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушения¬ми психиче-ского и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практи-ческом отношении.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 чис-ла жителей нашей планеты.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельству-ют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с не-достатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными воз-можностями.
Глава 2:
Главная цель, стоящая перед воспитателем – коррекционно-развивающая, которая осуществляется при использовании разнообразного дидактического материала в условиях специально организованного воспитателем коррекцион-ного занятия в течение самоподготовки, длительностью не более 30 минут
Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития уча-щихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индиви-дуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, на-правленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекцион-ная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и разви-тию ребенка. Поэтому работа на индивидуальных и групповых занятиях, до-машних занятиях должна быть направлена на общее развитие школьников, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей.
Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции раз-вития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных воз-можностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, воз-никающих у детей при усвоении учебных программ. Наиболее достоверной оказывается диагностика, которая опирается на данные клинико-физиологического и психолого-педагогического изучения ребенка, находяще-гося в наиболее благоприятных условиях обучения.
Содержание индивидуальных занятий должно исключать формальный механический подход, «натаскивание» в каком-то одном навыке. Планируется не столько достижение отдельного результата (чтобы ребенок выучил таблицу умножения и др.). Главное – создать условия, в максимальной степени способ-ствующие развитию ребенка. Можно выделить две формы коррекционного воз-действия: симптоматическую, построенную в соответствии с выделенными симптомами отклонений в развитии. Вторая форма имеет безусловный приори-тет перед симптоматической коррекцией.
Заключение:
Психологическое сопровождение развития личности детей-инвалидов – это идеология и система профессиональной деятельности психолога, направ-ленная на создание условий для гармоничного психологического развития ре-бенка в контексте его отношений и взаимоотношений.
Под психологическим сопровождением понимается:
возможность следовать за естественным развитием ребенка, опираясь не только на возрастные закономерности, но и на личностные достижения, в кото-рых закреплены те усилия, которые он приложил, чтобы продвинуться вперед;
признание безусловной ценности внутреннего мира каждой личности, приоритетности потребностей, целей и ценностей саморазвития;
взрослый не является опорой, он следует вместе с ребенком, рядом с ним, побуждая его принимать самостоятельные решения, и брать ответствен-ность на себя.
Перед ребенком-инвалидом в реальной жизни постоянно возникают про-блемные ситуации, которые требуют от ребенка постоянной адаптации к ним. Детям предлагаются различные проблемные ситуации для обдумывания, обсуж-дения, тем самым они приобретают навыки выбора непривычных способов действия.
Для повышения эффективности психологических занятий необходима ритмичность, длительность, систематичность проведения игр на идентичные темы.
Программа психологического сопровождения направлена на интенсифи-кацию прохождения ребенком закономерных этапов психического развития, расширение диапазона его развития, гармонизации психического склада лично-сти в целом.