Введение:
Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации ставят перед предприятием необходимость эффективного использования имеющихся в его распоряжении внутренних ресурсов с одной стороны, а с другой своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования, конъюнктура рынка, взаимоотношения с поставщиками и потребителями.
Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли.
Предприятие определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.
Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю и снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Однако нельзя полагать, что планирование, формирование и использование прибыли является исключительно сферой интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.
Чтобы обеспечить высокую экономическую эффективность производства, нужна государственная экономическая политика, которая содействовала бы формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности и ориентировала предприятие на максимальное получение прибыли (доходов). Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятием: необходимо более быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.
В условиях неопределенности и непредсказуемости развития рыночной экономики умение проводить комплексный анализ и оценку, а также правильно использовать финансовые результаты предприятия, принимая обоснованные оптимальные управленческие решении, является необходимой предпосылкой успешного функционирования субъектов предпринимательской деятельности всех отраслей.
Глава 3:
Рентабельность реализованной продукции (работ) (РРП):
РРП = ЧП / ВР х 100 % (3.6)
где: ЧП – чистая прибыль
ВР – выручка от реализации
Отчётный период: 810000 / 8257460 х 100 % = 9,8 %.
Базовый период: 541000 / 16136000 х 100 % = 3,3 %.
Производительность (оборачиваемость) активов (ПА):
ПА = ВР / СВА (3.7)
где: ВР – выручка от реализации
СВА – средняя величина активов
Отчётный период: 8257,46 / ((131450 + 111572) / 2) = 0,07
Базовый период: 16136 / ((131450 + 111572) / 2) = 0,1
Коэффициент финансовой зависимости (КФЗ):
КФЗ = (СК + ЗК) / СК (3.8)
где: СК – собственный капитал
ЗК – заемный капитал
Отчётный период: 131450 / 46330 = 2,8
Базовый период: 111572 / 45549 = 2,4
Рентабельность собственного капитала (используем жёстко детерминированную трёхфакторную зависимость) (РСК):
РСК = ЧП / ВР х ВР / СВА х (СК + ЗК) / СК (3.9)
Отчётный период: 9,8 % х 0,07 х 2,8 = 1,9 % (см. график 5).
Базовый период: 3,3 % х 0,1 х 2,4 = 0,8 % (см. график 5).
Проведём факторный анализ рентабельности собственного капитала по данным таблицы № 3.2. Анализ выполним методом цепной подстановки.
Рассмотрим изменение рентабельности собственного капитала в результате:
1) увеличения коэффициента финансовой зависимости в отчётном периоде:
0,4 х 9,8 % х 0,07 = 0,3 %;
2) роста рентабельности продаж в отчётном периоде:
6,5 % х 2,4 х 0,07 = 1,1 %;
3) снижения оборачиваемости активов в отчётном периоде:
(- 0,03) х 2,4 х 3,3 % = - 0,2 %.
Отсюда общее изменение рентабельности собственного капитала будет равно:
0,3 % + 1,1 % + (- 0,2 %) = 1,2 %.
Общее изменение рентабельности собственного капитала в результате изменения факторов, на неё повлиявших, немного больше единицы, т.е. вышеуказанные факторы не оказали существенного влияния в ту или иную сторону на величину рентабельности собственного капитала. Самое большое положительное влияние на анализируемый показатель оказал фактор: рентабельность реализованной продукции (работ); отрицательное же влияние остальных факторов было более чем незначительным.
Заключение:
Экономическая «болезнь» предприятия часто подкрадывается незаметно, и чтобы вовремя распознать ее и предотвратить экономический крах, необходим систематический анализ финансовых результатов предприятия. В современной России, экономика которой нестабильна, а ее правовые основы еще не до конца разработаны, такой анализ приобретает особенно важное значение.
В конце проделанной дипломной работы мы обобщим все полученные результаты и выводы, подводя итог выполненной работе.
В начале дипломного проекта были рассмотрены основные цели и задачи анализа финансовых результатов, определена информационная база (источники информации для анализа), виды прибыли в соответствии с интересами различных групп пользователей, её состав, а также влияние налоговой политики на величину прибыли. После этого мы дали теоретическую оценку анализа рентабельности с указанием необходимых для расчёта показателей, а также рассмотрели моделирование и факторный анализ прибыли и рентабельности.
Далее в дипломной работе были проведены исследования и анализ прибыли на примере акционерного общества закрытого типа «Диол-сервис» за 2004 год. По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. В 2004 году в ЗАО «Диол-сервис» наблюдалось увеличение всех видов прибыли (в основном из-за снижения затрат на производство, в частности из-за снижения себестоимости работ);
2. Выявлено снижение производительности активов в отчетном периоде, т.к. темп изменения активов оказался больше темпа роста выручки.
3. Резервом роста прибыли в ЗАО «Диол-сервис» может служить сокращение различных убытков: процентов к уплате, прочих операционных расходов, прочих внереализационных расходов. Также необходимо в разумной пропорции наращивать объем продаж при снижении себестоимости работ.