Введение:
Практически каждое предприятие, фиксирующее результаты своей финансово-хозяйственной деятельности в системном бухгалтерском учете, выполняют операции, которые подпадают под обложение налогом на добавленную стоимость (далее – НДС).
НДС – это налог «на потребление», тяжесть бремени которого испытывают не только плательщики этого налога в бюджет, но и покупатели созданных в процессе производства и обращения материальных благ.
Через систему действия налога на добавленную стоимость в доход бюджета изымается часть добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства различных видов товарной продукции и доведения ее до потребителей, а также при оказании платных услуг.
Налогом облагаются все этапы прохождения сырья или товара через производственную и сбытовую сеть, но при этом на каждом последующем этапе налог начисляется только с суммы, добавленной в стоимость товара в результате его дальнейшей обработки или продвижения к потребителю.
Смысл этого механизма состоит в том, чтобы переложить уплату налога через все стадии производства и распределения товара на конечного потребителя, который уплачивает его в форме части продажной цены товара или услуги и не имеет возможности компенсировать его.
Западная практика использования НДС показывает, что этот налог обеспечивает устойчивую и широкую базу формирования бюджета благодаря своей универсальности. НДС выполняет важную роль нивелира стоимостных колебаний в экономике при условии равновесия между денежным спросом и товарным предложением, сложившимся естественным рыночным способом, а также при насыщенности товарных рынков и относительно стабильной межотраслевой норме прибыли, свободном переливе капиталов.
Глава 3:
Одним из основных направлений налоговой реформы на 2003-2005 г.г., одобренной Правительством Российской Федерации в апреле 2003 года, является улучшение налогового администрирования как одного из условий повышения уровня собираемости налогов и сборов, а также снижения издержек государства и налогоплательщиков, связанных с обеспечением функционирования налоговой системы [36, 38].
Из всего комплекса возможных мер по совершенствованию налогового администрирования применительно к конкретным налогам и сборам наиболее важными являются меры, касающиеся администрирования налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В последнее время, несмотря на общее увеличение доли добавленной стоимости в валовом внутреннем продукте, имеет место опережающий рост сумм возмещения НДС по приобретаемым налогоплательщиками материальным ресурсам по сравнению с увеличением суммы начисленного налога. Это приводит к недополучению государством сумм налога в крупных объемах. Причем, в силу значительности размеров этого налога, схемы, связанные с уменьшением сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, становятся особенно популярными [42, 70].
Эффективной мерой, направленной на пресечение такой практики, может стать введение системы уплаты и возмещения налога на добавленную стоимость через специальные счета (далее - НДС-счета). С этой целью проектом федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» предусматривается переход на систему уплаты налога на добавленную стоимость со специальных НДС-счетов с 1 января 2005 года.
В основу предлагаемой модели применения НДС-счета, заложены следующие принципы (Рис. 6) (см. Приложение 6).
НДС-счета должны иметь все организации и индивидуальные предприниматели, в том числе не являющиеся налогоплательщиками НДС по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, поскольку система НДС-счетов может эффективно функционировать только при условии использования таких счетов всеми участниками расчетов за реализуемые и приобретаемые товары (работы, услуги).
Заключение:
НДС – самый сложный из всех налогов, входящих в налоговую систему Российской Федерации.
До настоящего времени многие вопросы бухгалтерского учета и налогообложения НДС остаются неурегулированными и допускают неоднозначное толкование.
При ведении бухгалтерского учета следует учитывать, что если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие налогообложению НДС, и операции, не подлежащие налогообложению НДС, то в этом случае он обязан вести раздельный учет этих операций. Раздельный учет доходов и расходов является необходимым условием для получения льгот по НДС. Для этого к определенным счетам рекомендовано открывать дополнительные субсчета или разрезы аналитического учета, соответствующие различным видам деятельности организации.
В случае если раздельный учет не организован, НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) к вычету не принимается и не отражается в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Базой распределения НДС по любым видам расходов является доля стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), относящихся к каждому виду деятельности, в общей стоимости отгруженных за налоговый период товаров (работ, услуг) (п. 4 ст. 170 НК РФ). В то же время базу для распределения самих общехозяйственных и общепроизводственных расходов по разным видам деятельности организация устанавливает самостоятельно. Например, такие расходы можно распределять пропорционально общей сумме прямых затрат, зарплате производственного персонала, затратам на содержание оборудования и т.д.
Но бывают ситуации, когда при осуществлении одновременно облагаемой и не облагаемой НДС деятельности в момент формирования записи по книге покупок еще неизвестно, какая часть НДС будет принята к вычету, а какая будет отнесена на себестоимость.