Дипломная по теме: Преемственность обучения грамоте старших дошкольников и младших школьников

Название работы: Преемственность обучения грамоте старших дошкольников и младших школьников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

67 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Специфика подготовки к школе ребенка дошкольного возраста 8

1.1. Понятие преемственности в педагогической подготовке ребенка. 8

1.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки детей к школе. 16

1.3. Познавательные процессы и преемственность в обучении грамоте старших дошкольников и младших школьников. 33

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение преемственности в обучении грамоте дошкольника и младшего школьника. 37

2.1. Организация исследования 37

2.2. Результаты исследования и их обсуждение 47

2.3. Выводы 56

Заключение 60

Список литературы 64

Приложения 67

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования обусловлена поиском оптимальных способов обеспечения единства образовательного пространства, кризисом непрерывного образования, потребностью рассмотреть образование как процесс формирования духовного мира ребенка. Непрерывное образование - один из объективных законов воспитания. Преемственность - составная его часть. Дошкольное и начальное образование - единый развивающийся мир. В связи с этим приобретает особую значимость проблема реализации принципа преемственности в непрерывном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Проблемам преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований. Идея преемственности в обучении находит отражение в трудах выдающихся зарубежных и отечественных педагогов: Я.А. Коменского, А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, А.П. Усовой и др.

Преемственность как педагогическая категория идейно-политического, трудового, физического, нравственного воспитания детей и подростков рассматривается в трудах Н.К. Шур, И.Н. Зеленова, О.С. Богдановой, Л.И. Катаевой и др. Идея гармоничного развития ребенка- дошкольника и младшего школьника в контексте преемственности исследуется в работах Л.П. Дашковой, О.В. Ткаченко, Л.И. Дагаевой, Я.Ф. Энци, Е.Е. Сапоговой и др.

Проблеме преемственности в содержании, методах, организационных формах и условиях ее обеспечения между различными звеньями системы образования посвящен ряд диссертационных исследований И.И. Гончаровой, Е.Б. Пискуновой, Н.Л. Гребенниковой, Е.Б. Степащенко и др.

Глава 2:

В результате педагогического эксперимента было выявлено, что изначально показатели умственного развития детей экспериментальной и контрольной групп имели примерно равный потенциал, равные возможности.

Экспериментальную группу (ЭГ) составили 12 дошкольников из 2 группы готовности к обучению грамоте. С целью сравнительного анализа результатов обучающего эксперимента, была сформирована контрольная группа (КГ), в которую вошли 8 дошкольников из 2 группы готовности к обучению грамоте. Для чистоты эксперимента в экспериментальную и контрольную группу были включены дети, которые ранее не обучались грамоте.

Основной целью экспериментального обучения грамоте дошкольников являлась разработка и апробация системы методических приемов, направленных использование элементов обучения грамоте, а также выявление влияния формирования начальных навыков чтения и письма на гармонизацию функционального базиса обучения грамоте.

На основании ранее проведенного экспериментального исследования нами было выявлено, что дети представляют собой по уровню психического и речевого развития гетерогенную группу.

Все дошкольники, включенные в ЭГ, были распределены по уровню готовности к обучению грамоте:

 группа А - дети с достаточной готовностью к обучению грамоте (6 детей в экспериментальной группе (ЭГа) и 4 – в контрольной группе (КГб));

 группа Б - дети с потенциальной готовностью к обучению грамоте (6 детей в экспериментальной группе (ЭГб) и 4 – в контрольной группе (КГб)).

Дети с отсутствием готовности к обучению грамоте в обучающий эксперимент не включались из-за низкого уровня развития невербальных психических процессов. Раннее обучение грамоте дошкольников этой категории может оказать негативное влияние на формирование чтения и письма и привести к выраженной дислексии и дисграфии в будущем. Коррекционно-развивающая работа с данной категорией детей должна быть направлена прежде всего на формирование потенциальной готовности к обучению и должна осуществляться совместно логопедом и психологом.

Заключение:

Учитывая целесообразность непрерывного формирования знаний, навыков и умений на протяжении всего периода обучения, необходимость преемственности между различными ступенями обучения и возрастные особенности познавательной деятельности младших школьников, мы выделили те знания и умения, формирование которых следует начинать уже в начальной школе.

Одним из направлений на пути к решению основной задачи по дальнейшему повышению эффективности и улучшению качества учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе является логическое обеспечение преемственности обучения и воспитания молодежи.

В работах различных исследователей рассматриваются с той или иной степенью полноты и широты охвата различные аспекты проблемы преемственности обучения. Однако целостного комплексного исследования проблемы преемственности обучения в общеобразовательной школе не приводилось.

Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается проблема преемственности в обучении между дошкольным учреждением и школой. К работе прилагается список литературы и ссылок, в которых можно найти более подробное описание вопросов преемственности.

Большинство занятий было построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинали, продолжали и развивали одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это и времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей, любовь к природе. Со многими из этих тем дети знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи они закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему.

Похожие работы на данную тему