Введение:
Актуальность исследования обусловлена поиском оптимальных способов обеспечения единства образовательного пространства, кризисом непрерывного образования, потребностью рассмотреть образование как процесс формирования духовного мира ребенка. Непрерывное образование - один из объективных законов воспитания. Преемственность - составная его часть. Дошкольное и начальное образование - единый развивающийся мир. В связи с этим приобретает особую значимость проблема реализации принципа преемственности в непрерывном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Проблемам преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований. Идея преемственности в обучении находит отражение в трудах выдающихся зарубежных и отечественных педагогов: Я.А. Коменского, А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, А.П. Усовой и др.
Преемственность как педагогическая категория идейно-политического, трудового, физического, нравственного воспитания детей и подростков рассматривается в трудах Н.К. Шур, И.Н. Зеленова, О.С. Богдановой, Л.И. Катаевой и др. Идея гармоничного развития ребенка- дошкольника и младшего школьника в контексте преемственности исследуется в работах Л.П. Дашковой, О.В. Ткаченко, Л.И. Дагаевой, Я.Ф. Энци, Е.Е. Сапоговой и др.
Проблеме преемственности в содержании, методах, организационных формах и условиях ее обеспечения между различными звеньями системы образования посвящен ряд диссертационных исследований И.И. Гончаровой, Е.Б. Пискуновой, Н.Л. Гребенниковой, Е.Б. Степащенко и др.
Глава 2:
В результате педагогического эксперимента было выявлено, что изначально показатели умственного развития детей экспериментальной и контрольной групп имели примерно равный потенциал, равные возможности.
Экспериментальную группу (ЭГ) составили 12 дошкольников из 2 группы готовности к обучению грамоте. С целью сравнительного анализа результатов обучающего эксперимента, была сформирована контрольная группа (КГ), в которую вошли 8 дошкольников из 2 группы готовности к обучению грамоте. Для чистоты эксперимента в экспериментальную и контрольную группу были включены дети, которые ранее не обучались грамоте.
Основной целью экспериментального обучения грамоте дошкольников являлась разработка и апробация системы методических приемов, направленных использование элементов обучения грамоте, а также выявление влияния формирования начальных навыков чтения и письма на гармонизацию функционального базиса обучения грамоте.
На основании ранее проведенного экспериментального исследования нами было выявлено, что дети представляют собой по уровню психического и речевого развития гетерогенную группу.
Все дошкольники, включенные в ЭГ, были распределены по уровню готовности к обучению грамоте:
группа А - дети с достаточной готовностью к обучению грамоте (6 детей в экспериментальной группе (ЭГа) и 4 – в контрольной группе (КГб));
группа Б - дети с потенциальной готовностью к обучению грамоте (6 детей в экспериментальной группе (ЭГб) и 4 – в контрольной группе (КГб)).
Дети с отсутствием готовности к обучению грамоте в обучающий эксперимент не включались из-за низкого уровня развития невербальных психических процессов. Раннее обучение грамоте дошкольников этой категории может оказать негативное влияние на формирование чтения и письма и привести к выраженной дислексии и дисграфии в будущем. Коррекционно-развивающая работа с данной категорией детей должна быть направлена прежде всего на формирование потенциальной готовности к обучению и должна осуществляться совместно логопедом и психологом.
Заключение:
Учитывая целесообразность непрерывного формирования знаний, навыков и умений на протяжении всего периода обучения, необходимость преемственности между различными ступенями обучения и возрастные особенности познавательной деятельности младших школьников, мы выделили те знания и умения, формирование которых следует начинать уже в начальной школе.
Одним из направлений на пути к решению основной задачи по дальнейшему повышению эффективности и улучшению качества учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе является логическое обеспечение преемственности обучения и воспитания молодежи.
В работах различных исследователей рассматриваются с той или иной степенью полноты и широты охвата различные аспекты проблемы преемственности обучения. Однако целостного комплексного исследования проблемы преемственности обучения в общеобразовательной школе не приводилось.
Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается проблема преемственности в обучении между дошкольным учреждением и школой. К работе прилагается список литературы и ссылок, в которых можно найти более подробное описание вопросов преемственности.
Большинство занятий было построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинали, продолжали и развивали одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это и времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей, любовь к природе. Со многими из этих тем дети знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи они закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему.