Дипломная по теме: Преемственность обучения грамоте

Название работы: Преемственность обучения грамоте

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

71 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Специфика подготовки к школе ребенка дошкольного возраста 8

1.1. Понятие преемственности в педагогической подготовке ребенка. 8

1.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки детей к школе. 16

1.3. Познавательные процессы и преемственность в обучении грамоте старших дошкольников и младших школьников. 33

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение преемственности в обучении грамоте дошкольника и младшего школьника. 37

2.1. Организация исследования 37

2.2. Результаты исследования и их обсуждение 47

2.3. Выводы 56

Заключение 60

Список литературы 64

Приложения 67

Выдержка:

Проблемам преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований. Идея преемственности в обучении находит отражение в трудах выдающихся зарубежных и отечественных педагогов: Я.А. Коменского, А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, А.П. Усовой и др.

Преемственность как педагогическая категория идейно-политического, трудового, физического, нравственного воспитания детей и подростков рассматривается в трудах Н.К. Шур, И.Н. Зеленова, О.С. Богдановой, Л.И. Катаевой и др. Идея гармоничного развития ребенка- дошкольника и младшего школьника в контексте преемственности исследуется в работах Л.П. Дашковой, О.В. Ткаченко, Л.И. Дагаевой, Я.Ф. Энци, Е.Е. Сапоговой и др.

Проблеме преемственности в содержании, методах, организационных формах и условиях ее обеспечения между различными звеньями системы образования посвящен ряд диссертационных исследований И.И. Гончаровой, Е.Б. Пискуновой, Н.Л. Гребенниковой, Е.Б. Степащенко и др.

Многие работы по вопросам преемственности отражают и проблему готовности ребенка к школе. Исследования ведутся как по направлению гармонического развития школьников (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Л.И. Божович, Л.С. Славина и др.), так и по линии специальной готовности ребенка к усвоению тех учебных предметов, которые будут изучаться в начальных классах общеобразовательной школы (Е.А. Бугрименко, Р.Л. Березина, Т.Д. Рихтерман, О.Я. Боровая и др.).

Проблема преемственности между различными звеньями образования всегда была одной из актуальных задач отечественной педагогики (В.С. Кузин, В.А. Ситаров, И.В.Бестужев-Лада, Л.П. Буева и др.). Философским аспектам преемственности в процессе передачи социального и педагогического опыта, её функциям, их составу и структуре; психологическим механизмам посвящены работы Л.М. Архангельского, Г.Н. Исаенко, Г.Л. Смирнова, А.Г. Харчева, В.А. Ядова и др.

Результаты проведенного обследования свидетельствуют о положительной динамике развития фонематических процессов у дошкольников, которые участвовали в экспериментальном обучении. Большинство дошкольников, овладевших начальными навыками грамоты по предложенной нами методике, показали высокий или средний уровень сформированности фонематических процессов, в то время как дошкольники КГ демонстрировали отставание, несмотря на то, что с ними проводилась работа по развитию фонематического восприятия.

Детям ЭГа и ЭГб удалось достигнуть значительных результатов в решении задач, требующих более высокого уровня развития фонематического анализа. Например, с заданием на выделение первого гласного звука в слове справились все дошкольники ЭГа, что оказалось недоступным для детей КГа. Не вызывало трудностей у детей ЭГа и ЭГб задание на выбор слова с заданным звуком, однако, дети контрольной группы не смогли справиться с данным заданием.

Таким образом, основываясь на результатах обучающего эксперимента, можно утверждать, что обучение грамоте дошкольников ЭГа и ЭГб способствует развитию осознанного фонематического восприятия, т.е. переводит их на более высокую ступень языкового развития.

В контрольном эксперименте также оценивались результаты обучения начальным навыкам грамоты дошкольников ЭГа и ЭГб.

Дошкольники, результаты обучения которых достигали высокого уровня, твердо знали все изученные буквы; читали слоги различных типов слитно; овладели навыком плавного послогового чтения слов из двух, трех слогов; понимали значение прочитанного слова. Задания по чтению выполнялись охотно, педагоги и родители указывали, что эти дети с удовольствием демонстрировали приобретенные навыки окружающим. Дети проявляли стойкий интерес к каждой новой игре, включающей буквы (ЭГа-65%; ЭГб-35%).

Средний уровень типичен для детей, у которых отмечалось замедленное узнавание букв, нестойкие замены. Они самостоятельно прочитывали слоги, однако, синтезирование слова из 2-3 слогов вызывало трудности и требовало нескольких попыток. Понимание прочитанного слова возможно после 2-3-кратного повторения или сопряженного прочтения. В группе такие дети проявляли нестойкий, периодический интерес к играм с элементами грамоты, в домашних условиях читали неохотно, после поощрения родителями (ЭГа - 35% ; ЭГб - 50%).

Дошкольники с низким уровнем демонстрировали незнание букв, постоянные, стойкие замены, непонимание смысла прочитанного слова, интереса к грамоте не испытывают, от предложенных игр с элементами грамоты отказываются (15% - ЭГб).

Большинство детей ЭГа (65%) показали высокий уровень овладения навыками техники чтения, только 35 % продемонстрировали средний уровень, детей с низким уровнем выявлено не было. Дошкольники ЭГб показали более низкую динамику усвоения навыков, всего у 35% дошкольников высокий уровень сформированности навыков, 50% - средний уровень, в одном случае достижения ребенка ограничились низким уровнем овладения навыком. Динамика овладения навыками ЭГа подтверждает эффективность предложенной нами методики оценки готовности к обучению грамоте дошкольников.

21. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1980.

22. Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома. М, 1995.

23. Люблинская А.А. О преемственности учебной работы в школе. -ЛГПИ им. А.И. Герцена. Ученые записки, т. 372.-Л., 1969.

24. Мир детства. Дошкольник. М. 1987.

25. Моноезон Е.И. Методика и результаты изучения знаний учащихся // Советская педагогика, 1962, № 2.

26. Монтессори М. "Дом ребёнка". Изд. 4-е.-М. : Изд. "Задруга" 1920г. стр. 182-183.

27. Мухина В. Возрастная психология. М, 1998.

28. Непомнящая Н.Н. "Психологический анализ обучения детей 3-7 лет".-М. : Педагогика 1983г. стр.7-15.

29. Обухова Л.Ф. "Этапы развития детского мышления "- М. : МГУ, 1972г. стр.41-74.

30. Островская Л. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М, 1990.

31. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения.Т-1.,-М.: Педагогика 1981г. стр.167-168.

32. Плаксе Ж. Избранные психологические труды. - М. 1969г.

33. Под.ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. «Психология и педагогика игры дошкольника» М. : Просвещение 1966г. стр. 216-220.

34. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Наука, 1976.

35. Проскура Е.В. "Развитие познавательных способностей дошкольника ".Под ред. Венгер Л.А. -Киев :1985г. стр. 39-42.

Похожие работы на данную тему