Введение:
Актуальность исследования
В настоящее время Россия переживает период кардинального изменения общественного устройства. Проводимая культурная политика существенно менялась на протяжении последних десятилетий. Что обусловлено преобразованиями в политической системе и экономике. Эти преобразования оказывают влияние и предъявляют новые требования к главной производительной силе общества - людям, трудом которых создаются духовные и материальные ценности.
Современное общество требует высокого уровня образования, политической и экономической культуры людей, способности самостоятельно ориентироваться в многообразии идейных и духовных традиций и течений. К сожалению, средний уровень культуры и образованности людей невысок, что является одним из важных препятствий на пути социальных перемен и движения общества к цивилизованному состоянию.
Специалисты социокультурной сферы отражают то состояние уровня культуры, которое сложилось в стране. Они являются частью общества и не могут не зависеть от него. За последние годы произошли существенные количественные и качественные изменения в кадровом составе специалистов социокультурной сферы. С творческим потенциалом в нашей сфере, несмотря на огромное количество учебных заведений в отрасли, весьма непросто - он катастрофически уменьшается.
Современный этап развития нашей страны, высокий уровень духовного совершенствования, внедрение сложных технологических процессов повысил требования к личности социокультурного работника, его квалификации, культурному уровню. В этих условиях одним из решающих факторов являются повышенные требования к компетенции и профессионализму специалиста социокультурной сферы.
Изменения во всех областях жизни - главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют быстрого и непрерывного обучения и переобучения специалистов социокультурной сферы.
« Нельзя забывать, что главное поле культуры возделывается, особенно в глубинке, целой армией так называемых «рядовых» работников – клубников, библиотекарей, музейников…От того как будет возделываться это «поле», зависит наше будущее, будущее нашей культуры».[24.с.4]
Глава 3:
Комплектование и повышение квалификации кадров в культуре, особенно в селе является глобальной проблемой, которую в рамках одного района, и многим причинам, разрешить практически невозможно. Нам кажется, что успешно решить данную проблему может система повышения квалификации кадров в рамках региональных объединений районов, которые соседствуют с Нижнеудинским районом, и с которыми район имеет давние дружеские связи ( совместные семинары, обмен опытом, обмен концертами ведущих коллективов). Это Тайшетский, Тулунский, Куйтунский и Зиминский районы.
Объединение этих районов в один культурный регион обусловлен рядом причин, в том числе: их территориальной близостью, сходством исторического развития, сходством этнического состава края, типологией народных традиций и т.д.
Общности типологических процессов в сфере культуры районов, объединенных в единый регион, как нам видится, позволит успешно решать проблемы кадрового обеспечения комплексно и наименьшими затратами на обучение кадров через мероприятия по обмену опытом высококвалифицированных работников культуры, творческие лаборатории, семинары, научно-практические конференции и т.д. Все мероприятия, направленные на обучение и повышение квалификации работников социокультурных учреждений необходимо проводить с привлечением специалистов Иркутского областного Комитета культуры, Областной библиотеки им. Молчанова-Сибирского, ОЦНТиД, специалистов налоговых органов, юристов и т.д.
Мы считаем, что такой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование деятельности учреждений культуры объединенных районов на основе формирования высококвалифицированных кадров, владеющих новыми формами и методами работы.
Финансирование такой программы могло бы осуществляться как за счет средств областного бюджета и объединенных местных районных бюджетов, так и на основе договоров с юридическими и физическими лицами.
Если, действительно, эта программа «объединенных территорий» будет создана и заработает, то можно ожидать от нее следующие результаты:
• Создание много уровневой гибкой системы профессионального обучения, повышения квалификации работников культуры «объединенных территорий»;
• Обучение большего количества специалистов учреждений культуры с минимальными затратами, с учетом всех особенностей местных условий труда;
• Повышение общеобразовательного уровня, теоретических знаний (основы правовых и экономических знаний, психологические основы управления, методы планирования и программирования деятельности, основам маркетинга);
Заключение:
В настоящей дипломной работе мы пытались сконцентрировать внимание на кадровом обеспечений учреждений социокультурной сферы Нижнеудинского района и тщательном анализе причин кадровой неукомплектованность районных учреждений культуры.
Кадры – это один из важнейших ресурсов социокультурной сферы. Только от них зависит успех решения любой задачи. Действительно, нормальное развитие нашей отрасли возможно при условии достаточного качественного кадрового обеспечения. В ходе нашего дипломного исследования было доказано, что действительно кадровая политика в социокультурной сфере в данный исторический момент осуществляется на неблагоприятном фоне из-за нестабильности и непрогнозируемости социально-политической ситуации в стране. В социокультурной сфере по всей стране в целом наблюдается низкий вес дипломированных специалистов, особенно в провинции. Образование в области культуры реформируется. Основной акцент в государственной политике в области кадрового обеспечения социальной сферы делается на развитие специального образования, подготовку специалистов, необходимых в новых условиях, и на реализацию мер по улучшению и стимулированию материального положения работников культуры на местах. На наш взгляд, эти нововведения еще не решают всех назревших проблем в кадровом обеспечении социокультурной сферы, так как потребности общества и само время требуют более глубоких, кардинальных перемен.
В данной работе мы попытались определить причины острого дефицита профессиональных кадров в Нижнеудинском районе. В результате нашего исследования мы обнаружили, что для данного района подготовка специалистов социокультурной сферы с каждым днем обретает все большую остроту, поскольку районные учреждения культуры не обеспечены специалистами в достаточной степени. Исходя из вышесказанного, мы можем констатировать, что гипотеза нашего дипломного исследования полностью подтвердилась.
Кадровый потенциал учреждения социокультурного назначения в Нижнеудинском районе на сегодня нуждается в обновлении и расширении профессиональных знаний, умений и навыков, особенно работников клубной системы. Об этом красноречиво свидетельствует наше исследование.
На наш взгляд, еще одной основной причиной нехватки дипломированных специалистов в провинции является отказ от системы государственного распределения . Из чего следует, что районные управления культуры поставлены в такие условия, когда они сами вынуждены заботиться о пополнении кадрового состава учреждений социокультурного назначения.