Современное общество требует высокого уровня образования, политической и экономической культуры людей, способности самостоятельно ориентироваться в многообразии идейных и духовных традиций и течений. К сожалению, средний уровень культуры и образованности людей невысок, что является одним из важных препятствий на пути социальных перемен и движения общества к цивилизованному состоянию.
Специалисты социокультурной сферы отражают то состояние уровня культуры, которое сложилось в стране. Они являются частью общества и не могут не зависеть от него. За последние годы произошли существенные количественные и качественные изменения в кадровом составе специалистов социокультурной сферы. С творческим потенциалом в нашей сфере, несмотря на огромное количество учебных заведений в отрасли, весьма непросто - он катастрофически уменьшается.
Современный этап развития нашей страны, высокий уровень духовного совершенствования, внедрение сложных технологических процессов повысил требования к личности социокультурного работника, его квалификации, культурному уровню. В этих условиях одним из решающих факторов являются повышенные требования к компетенции и профессионализму специалиста социокультурной сферы.
Изменения во всех областях жизни - главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют быстрого и непрерывного обучения и переобучения специалистов социокультурной сферы.
« Нельзя забывать, что главное поле культуры возделывается, особенно в глубинке, целой армией так называемых «рядовых» работников – клубников, библиотекарей, музейников…От того как будет возделываться это «поле», зависит наше будущее, будущее нашей культуры».[24.с.4]
За семьдесят лет эксперимента над Россией самому безжалостному разрушению подверглись русская культура и народная нравственность. Когда-то русская провинция питала общенациональную культуру. Сегодня все это практически утрачено, и провинция, как, впрочем, и столица, и крупные индустриальные гиганты, во многом превратились в духовную глушь, если не в пустыню. Поэтому появились тревожные симптомы, свидетельствующие о том, что кадровая политика в стране проводится не на должном уровне в силу ряда объективных и субъективных причин. Поэтому наша тема так актуальна, она поможет понять истинное состояние кадровой ситуации в провинции и причины того, почему здесь существует дефицит высококвалифицированных кадров с высоким творческим потенциалом. Этот факт требует тщательного анализа, так как поможет установить причины этой негативной тенденции.
Из всего вышесказанного следует, что низкий удельный вес дипломированных специалистов порожден в Нижнеудинской социокультурной сфере такими причинами как:
• несоответствие реального уровня организации социокультурной деятельности в провинции общему уровню развития социокультурных отношений( отсутствие инновационных технологий, слабая материально-техническая база социокультур-ных учреждений, невостребованность специалистов нового профиля);
• низкие культурные запросы, инертность и бедность населения;
• острый дефицит знаний экономического, правового и менеджментного профиля;
• несовершенство работы кадровых и методических служб, которое в свою очередь обусловлено отсутствием специалистов со знаниями менеджментного профиля и современных социокультурных технологий.
Руководство Нижнеудинского района констатирует, что с 2000-2005 год ситуация в социокультурной сфере начала меняться в лучшую сторону. Большинство учреждений социокультурного назначения адаптировалось к современным условиям: проходят фестивали, конкурсы, растет число участников клубных формирований и посетителей библиотек, меняется стиль работы специалистов. Учреждений социокультурного назначения работают в рамках областных программ ( «Возрождение», «Наследие» и т.д.). Но в то же время районные учреждения культуры ощущают нехватку внимания со стороны государства, ощущают информационный голод и дефицит высокопрофессиональных кадров.
Нынешние социально-экономические и политические реалии обрушили на руководство и коллективы учреждений социокультурной сферы района такую лавину неожиданных проблем, так усложнили их функционирование, взаимодействие, отношение сотрудников, что потребовалось спонтанно вырабатывать новые подходы в кадровой политике. Не имея ни опыта, ни официальных документов, ни методических материалов Нижнеудинского Комитета по культуре и спорту находить ответы на оперативные и стратегические кадровые вопросы, опираясь на поддержку и понимание органов сотрудников местного управления. «Исчез общий стержень культурной жизни – централизованная система управления и единая культурная политика. Возникла система платного образования. Ввелся новый тип взаимоотношений между вузами и предприятиями – договорные обязательства – т.е. предприятия и организации должны были заказывать вузам специалистов нужного профиля и оплачивать их подготовку. Организации культуры в большинстве случаем не имели средств для подготовки специалистов на заказ… развалилась система кадрового пополнения по системе государственного распределения» [57.с.366]. Из этого следует, что районные учреждения культуры поставлены в такие условия, когда они сами вынуждены заботиться о пополнении кадрового состава своих учреждений социокультурного назначения. Как не вспомнить известное изречение – «кто не хочет- ищет причины, кто хочет – возможности». Проанализировав кадровую политику Нижнеудинского района в современный период, мы можем констатировать, что руководство района ищет возможности для устранения дефицита кадров в социокультурных учреждениях своими силами. Опираясь на принцип коллективизма, взаимопонимание и поддержку администрации района, на испытанный временем опыт руководство социокультурной сферы Нижнеудинского района строит кадровую политику по нескольким основным направлениям.
ВСГАКИ, 1998.- 44с.
43. Рейзинкинд Т.И. Взаимодействие искусств подготовке педагогических кадрах к художественно-просветительной деятельности. Автореферат. Криворож ГПИ.- М., 1998.-51с.
44. Сборник нормативных документов для культурно-досуговых учреждений и организаций. - М.,2003.-839с.
45. Словарь иностранных слов.- 13-е издание, стереотип, М.: Русский язык, 1986.- 498с.
46. Смелова Ж. Капля точит камень//Клуб. - 2001.- №8. - с.27.
47. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров А.М..- 3-е изд.- М.: Сов. Энциклопедия, 1984.- 1600с.
48. Справочник библиотекаря/Под ред.Ванеева А.Н., Минкиной В.А.- СПб, Издательство «Профессия». - 2000.- 432с. -(Серия «Библиотека»).
49. Суник Б.В. Государственная политика и бюджетный кодекс // Встреча. 2001.- № 2 - с.12-14.
50. Темиров С. Чтобы не иссякли родники//Встреча. - 2000. - № 2. с.18-20.
51. Трубина Е.Г. Посттоталитарная культура: «Все дозволено» или «Ничего не гарантированно»//Вопросы философии. – 1993. - №33. - с.23-27.