Введение:
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.
Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Проблема развития морфологической стороны в составе грамматического строя речи интересовала многих ученых, таких как Е.Н.Водовозова, Л.С.Выготский, Я.А.Коменский, А.М.Леушина, М.Монтессори, И.Г.Песталоцци, С.Полоцкий, С.Л.Рубинштейн, А.С.Симонович, Е.И.Тихеева, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, А.Н.Гвоздев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.
Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т. е. в развитии связной речи.
Глава 3:
Анализ выделенных вариантов отклонений с точки зрения соотношения системы языка и узуса позволяет сделать вывод о том, что ошибки при словообразовании у детей с нормальным развитием представляют собой отклонения от языковой нормы, узуса. В тоже время окказионализмы у дошкольников с данной речевой патологией характеризуются не только неусвоением узуса, но прежде всего нарушением усвоения словообразовательной системы языка.
При разработке методики логопедического воздействия по формированию словообразования у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии учитывались следующие основополагающие теоретические положения:
1. когнитивный подход к решению проблемы словообразования у дошкольников;
2. принцип симультанно-сукцессивного формирования словообразования;
3. принцип поэтапного формирования речевых операций на основе которых происходит овладение грамматическими закономерностями языка;
4. принцип деятельностного подхода;
5. принцип развития, учёт зоны актуального и ближайшего развития (по Л.С.Выготскому)
6. онтогенетический принцип;
7. коррекционная работа по формированию словообразования опиралась на психологическую структуру процесса овладения словообразованием;
8. системно-структурный принцип;
9. принцип учёта симптоматики, механизмов и структуры речевого дефекта;
10. доминирующая роль семантики в прцессе овладения языковыми закономерностями;
11. постепенный переход от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к вербально-логическому мышлению;
12. переход от общего, нерасчленённого, иконического восприятия значения слова к расчленённому, аналитическому, дискретному восприятию, к осознанию семантики слова в единстве лексического, деривационного и грамматического значения.
Учитывая указанные теоретические положения, были определены следующие направления:
- развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- развитие лексики;
- дифференциация категориальных значений существительных, прилагательных, глаголов;
- дифференциация значений словообразующих морфем;
- закрепление связи значения и звуковой оболочки словообразующих аффиксов;
- закрепление словообразовательных моделей существительных, прилагательных, глаголов;
- работа с родственными словами, анализ и сравнение по значению и звуковой структуре родственных слов, формирование словообразовательной парадигмы;
- анализ и сравнение слов с одинаковыми словообразующими суффиксами;
- включение производного слова в структуру словосочетания, предложения;
- работа над морфемным составом слов;
- развитие словоизменения, дифференциация процессов словоизменения и словообразования;
Заключение:
Анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы и проведенное экспериментальное исследование позволяет нам сделать следующие выводы.
В теории и практике дошкольной коррекционной педаго¬гики особую значимость имеют проблемы интеграции детей с отклонениями в развитии в системе обучения и в обществе в целом. Для решения этих проблем необходима реорганизация медико-психолого-педагогической диагностической, профи¬лактической, социальной работы, включая патронажную службу применительно к разным категориям детей дошколь¬ного возраста с проблемами в развитии.
За последние годы заметно расширилась система дошко¬льных учреждений для детей с отклонениями в развитии, улучшилось ее кадровое обеспечение, однако перед дошколь¬ной коррекционной педагогикой стоит ряд важных задач.
Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно выше.