Введение
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.
Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Проблема развития морфологической стороны в составе грамматического строя речи интересовала многих ученых, таких как Е.Н.Водовозова, Л.С.Выготский, Я.А.Коменский, А.М.Леушина, М.Монтессори, И.Г.Песталоцци, С.Полоцкий, С.Л.Рубинштейн, А.С.Симонович, Е.И.Тихеева, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, А.Н.Гвоздев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.
Глава 2. Экспериментальное изучение лексико-грамматических средств языка у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
2.1. Методика исследования моторики артикуляционного аппарата
Для правильного понимания имеющегося нарушения и эффективного коррекционного воздействия, для выбора рациональных приемов и методов воздействия необходимо четко определить характер имеющегося у ребенка речевого недоразвития, его глубину и степень, уметь правильно анализировать, какие компоненты речи и в какой степени нарушены или не сформированы. Данные современных психолингвистических, психологических и педагогических исследований требует построения системы развития речи детей с учетом двух психологических принципов: принципа развития и принципа деятельности.
В настоящее время эти принципы занимают ведущее место при разработке содержания и методов обучения речи детей дошкольного возраста. В дефектологии на их основе строится обучение дошкольников с нарушениями слуха, интеллекта и другими аномалиями развития. Как нами было сказано выше, в логопедии психолого-педагогический подход сформулирован Р. Е. Левиной.
В основу системы специального обучения детей на логопедических занятиях положены психологические закономерности усвоения языка как средства общения с учетом особенностей детей, имеющих аномальное речевое развитие. Но, прежде всего, необходимо обследование группы детей и выявление недостатков речевого развития на ранней стадии.
Для подробного анализа состояния развития лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста нами был использован следующий диагностический материал: методики на исследование моторики артикуляционного аппарата, лексических средств языка, грамматических средств языка. Анализ результатов представлен нами в п.2.4. настоящей дипломной работы.