Введение:
Одна из самых острых проблем экономики России - нехватка финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование - система особых мероприятий в области нало-гообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную эконо-мику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. Поэтому в данной работе мы бы хотели рассмотреть действующие налоги с фи-зических лиц.
Проблемы имущественного налогообложения физических лиц до настоя-щего времени в специальной литературе рассматривались редко и фрагментар-но. Существует несколько причин, по которым эта отрасль долго оставалась на периферии интересов специалистов по налоговому праву. Во-первых, дейст-вующим законодательством, регламентирующим налогообложение доходов физических лиц, был предусмотрен такой уровень налоговых льгот, при кото-ром подавляющее большинство сделок между физическими лицами не порож-дало налоговых обязательств. Во-вторых, многие граждане, заключавшие сдел-ки, связанные с объектами жилья в России, соглашались на неполное отраже-ние в регистрируемых договорах реальных сумм. В-третьих, контроль государ-ственных органов за доходами физических лиц не был действенным и эффек-тивным. В-четвертых, отсутствовала единая система государственной регист-рации, что практически исключало возможность систематизации и обработки информации. В-пятых, сами системы налогообложения доходов, имущества, сделок постоянно подвер¬гались реформированию, что, с одной стороны, за-трудняло анализ норм действующего налогового законодательства, а с другой стороны, неизбежно порождало противоречия между этими актами и создавало возможности как по легальному избежанию возникновения налоговых обяза-тельств, так и нелегальному уходу от уплаты налогов.
Глава 3:
Из приведенных данных видно, что около 50% общего количества учтен-ных граждан, предоставлены льготы по уплате налогов.
Закон предусматривает как полное так и частичное освобождение граждан от налогов на имущество физических лиц.
Так, полностью от уплаты этих налогов освобождаются следующие кате-гории граждан:
Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, лица, награж-денные орденом Славы всех трех степеней;
инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
участники гражданской и Великой Отечественной войн;
лица, получающие льготы в соответствии с Законом Российской Федера-ции «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Следует иметь ввиду, что в связи с внесением Федеральным законом от 24.11.95 N 179-ФЗ изме-нений и дополнений в названный закон, гражданам, проживающим на тер-ритории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом такая льгота не предоставляется;
лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия;
военнослужащие, члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.
И только от налога на строения, помещения и сооружения освобождаются:
пенсионеры, получающие пенсию в соответствии с пенсионным законода-тельством Российской Федерации;
граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах;
родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, по-гибших при исполнении служебных обязанностей.
Также граждане, имеющие в собственности моторные лодки с мощностью двигателя не более 10 лошадиных сил или 7,4 киловатта, освобождаются от уп-латы налога на транспортные средства.
Кроме того, законом предоставлено право органам законодательной (пред-ставительной) власти и местного самоуправления уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы.
Заключение:
Налоги с населения - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Наша система налогообложения населения слишком громоздка и требует упрощения, посредством отмены множества льгот и скидок. Сейчас в России образуется множество новых видов получения доходов населения, а на-логовое законодательство не отражает все их виды. Поэтому надо в первую очередь реформировать налоговое законодательство (что сейчас и пытаются делать органы государственной власти). Без налогового законодательства не-возможно нормальное функционирование российской экономики. Только когда мы решим проблему с законом о взимании налогов с населения, мы решим все остальные проблемы данного сектора экономики
В России налоги на имущество физических лиц достаточно щадящие, так как имеются значительное число льгот, низкая оценка строений и низкая ставка налога.
По нашему мнению, в целях совершенствования налоговой политики и приближения ее к мировой практике в условиях цивилизованного рынка не-движимости, в особенности земли и жилья, необходимо будет принципиально изменить идеологию поимущественных налогов, так как она уже отстает от се-годняшнего дня.
В недалеком будущем считаем необходимым:
- ввести единый налог на недвижимость вместо действующих а настоящее время налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и платы за землю (объектами налогообложения, относящимися к недвижимо-сти, являются земельные участки и все, что прочно с ними связано);
- к налогообложению необходимо будет привлечь собственников, владель-цев и пользователей недвижимости независимо от того, физическое это или юридическое лицо;