Введение:
В условиях рыночной экономики прибыль составляет основу экономиче-ского развития предприятия, характеризует абсолютную эффективность по хо-зяйствованию. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенно-го воспроизводства, решение проблем социальных и материальных потребно-стей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется также часть обяза-тельств перед бюджетами, банками и другими предприятиями и организация-ми.
Финансовые результаты являются, с одной стороны, важнейшими показа-телями деятельности хозяйствующего субъекта, а с другой - оказывают боль-шое влияние на его дальнейшее развитие. Поэтому анализ и планирование при-были имеет важное значение в условиях рыночной экономики, когда предпри-ятия могут рассчитывать исключительно на собственные силы.
Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Характеризуя сте-пень его деловой активности и финансового благополучия, они являются наи-лучшим мерилом финансового здоровья предприятия.
Вместе с тем вызывает сложность в настоящее время и решение проблемы оптимизации прибыли. Увеличение массы прибыли отражает рост результатив-ности работы предприятия. Однако, действующая система налогообложения доходов вынуждает хозяйствующих субъектов скрывать свои доходы, исполь-зовать все легальные возможности манипулирования величиной прибыли для снижения налогооблагаемой базы.
Все приведенные выше аргументы и определяют актуальность выбранной темы дипломной работы.
Глава 3:
Запас финансовой прочности показывает, какое возможное падение вы-ручки может выдержать предприятие, прежде чем начнет нести убытки. Боль-шой запас финансовой прочности служит "подушкой", маленький - предупреж-дением /24/.
По мере удаления выручки от порогового ее значения сила воздействия операционного рычага ослабевает, а запас финансовой прочности увеличивает-ся в связи с относительным уменьшением постоянных издержек в релевантном интервале.
Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвид-ных средств.
Запас финансовой прочности может быть рассчитан и в процентах к вы-ручке от реализации. Это позволяет оценить степень предпринимательского риска: чем ниже этот процент, тем выше риск.
Пример: При увеличении порога рентабельности ОАО "Волгателеком" - 42351,274 тыс. руб. [28248,3 0,667] запас финансовой прочности составляет 18319,226 тыс. руб. [42351,274 - 18319,226], что соответствует 30,2% выручки от реализации. Это означает, что предприятие способно выдержать 30-процентное снижение выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения.
Предприятие осуществляет свою деятельность в постоянно меняющихся условиях.
Изменение уровня цен, величины постоянных и переменных затрат, струк-турные сдвиги в составе продукции - все это влияет на динамику прибыли предприятия. Степень этого влияния позволяет оценить анализ чувствительно-сти, проводимый в рамках модели "затраты - объем - прибыль" /7/.
В основе анализа чувствительности лежит расчет объема реализации (К), обеспечивающего постоянный результат при изменении одного из выше ука-занных факторов.
если изменяется цена реализации, то объем реализации, обеспечивающий исходный результат (К), составляет:
Заключение:
В условиях рыночной экономики прибыль является важнейшим показате-лем, характеризующим производственную и хозяйственную деятельность пред-приятия. Показатели прибыли позволяют оценить степень деловой активности, надежности и финансового благополучия, хозяйственного субъекта. Получение достаточной прибыли необходимо для поддержания экономической жизнеспо-собности предприятия, сохранения возможности дальнейшего вложения капита-ла.
Обобщенно наиболее важные показатели прибыли представлены в форме № 1 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности "Бухгалтерский баланс", в форме № 2 "Отчет о финансовых результатах" и в форме № 3 "Приложение к балансу".
В настоящее время предприятия практически отказались от планирования прибыли или проводили его упрощенными методами, уже изжившими себя. Это недостатки. Их применение в «нынешней» ситуации не оправдано, т. к. эти методы не учитывают протекающих инфляционных процессов. А также не по-зволяют оценить возможности предприятия в среднесрочный и долгосрочный период.
В связи с этим считается, что наиболее перспективным является пофактор-ный метод планирования прибыли. Этот метод имеет прогнозный характер, по-зволяет учесть инфляционные изменения, использует гибкие показатели и чет-кую систему факторов, влияющих на них, что дает возможность выбрать опти-мальный вариант плана прибыли.
Проведенный факторный анализ прибыли ОАО «Волгателеком» показал, что плановая прибыль от реализации при заданных условиях формируется под влиянием следующих факторов:
- рост объема реализации продукции, услуг (+ 4074,9 тыс. руб.);
- снижение себестоимости сравнимой продукции, услуг (+ 15987,1 тыс. руб.);
- оказание нового вида услуг (+2022,4 тыс. руб.);
- изменение цен на оказываемые услуги (+133475,1 тыс. руб.).
Итак, плановая прибыль, полученная факторным методом, составит 112176,28 тыс. руб., что больше, чем в базовом году на 71427,28 тыс. руб.
Поскольку основную часть балансовой прибыли предприятия получают от реализации продукции, то именно эта прибыль явилась объектом более де-тального рассмотрения и анализа. При этом особое внимание в дипломной ра-боте было уделено выявлению причин и факторов изменений по данному показа-телю.
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия, его доходность оценивают не только абсолютными показателями, но и относительными, к которым относятся показатели рентабельности.
Важным преимуществом этих показателей является то, что в силу своей отно-сительности они практически не подвержены инфляции.
Величина прибыли является управляемым параметром на всех стадиях произ-водственно-хозяйственной деятельности. Формирование и управление прибы-лью -это основа любого бизнеса. Размер прибыли составляет результат и ука-зывает на масштабы деятельности предприятия. Однако, отношение хозяйст-вующих субъектов к оценке прибыли неоднозначно. Увеличение массы прибыли отражает повышение результативности работы предприятия, его инвестиционных возможностей и привлекательности. Вместе с тем действующая система налого-обложения вынуждает предприятия скрывать свои реальные доходы для сниже-ния налогооблагаемой базы и суммы налога. Отсюда и возникает проблема оптими-зации прибыли.
Одним из наиболее простых и результативных методов решения данной проблемы является операционный анализ, называемый также анализом «Из-держки - Объем -Прибыль» ("Cost – Volume – Profit"), позволяющий отслеживать зависимость финансовых результатов от издержек и объема производства и реализа-ции.