Введение:
Осуществляемый в России переход от административно-хозяйственной системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего хозяйственного законодательства Российской Федерации, налогового в первую очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и на научно-техническое развитие.
В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения, коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы, положения, нормативные акты. Создаются акционерные, арендные и совместные предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные изменения в составе средств и источников финансирования предприятий [23, С.293].
Бухгалтерам в процессе работы приходится применять новые методики, позволяющие отражать введение в хозяйственный оборот особых видов имущества и взаимоотношений участников. За последнее время в связи с принятием новых нормативных документов произошли существенные изменения в методике учета основных средств, производственных запасов, себестоимости продукции, капитальных вложений, финансовых результатов. Претерпели изменения порядок формирования и учет уставного капитала и других фондов предприятия, распределение прибыли, погашения убытков, правила финансирования и кредитования [26, С.239].
Но, несмотря на все трудности ведения учета на предприятиях, на постоянно меняющееся законодательство и налоги бухгалтерский учет обязаны вести все организации и учреждения, находящиеся на территории Российской Федерации.
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина РФ №107Н от 30 декабря 1999 года, а с 1 января 2005 года № 70Н, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:
-организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;
-контроль исполнения сметы расходов;
-выделение в учете кассовых и фактических расходов;
-отраслевые особенности учета в организациях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки, культуры) [25, С.25].
Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово – бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных резервов.
Глава 3:
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организаций и учреждений за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляются на основе учетных данных [32,С.240] .
Отчетность учреждений и организаций должна отражать состав имущества и источники его формирования.
Отчетность составляется за определенный отчетный период: месяц, квартал, год. Учреждения и организации, а также централизованные бухгалтерии, обслуживающие учреждения и организации, состоящие на федеральном бюджете Российской Федерации, бюджетов различных уровней, составляют годовые, квартальные и месячные бухгалтерские отчеты об исполнении смет расходов и представляют своему вышестоящему органу, а также в налоговую инспекцию по месту регистрации.
В объем сводной годовой и квартальной отчетности включается справка о полученном из федерального бюджета финансировании [10,C.8].
Составлению отчетности предшествует сверка оборотов и остатков на счетах синтетического учета.
Составлению годового баланса предшествует проведение инвентаризации. Инвентаризация проводится в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с Положением регулируются расхождения между фактическими остатками на счетах бухгалтерского учета [12]. Запись операций в бухгалтерском учете должна осуществляться на основании надлежащим образом оформленных оправдательных документов.
Размер экономии по смете бюджетных организаций и учреждений определяют как разницу между общей суммой уточненных сметных назначений и кассовым расходом за год [12].
Расчеты с дебиторами и кредиторами к концу года должны быть завершены. По расчетам с подотчетными лицами остатки неиспользованных средств должны быть возвращены, по использованным средствам – составлены авансовые отчеты.
Бухгалтерскую отчетность бюджетных организаций подразделяют на годовую, квартальную и месячную.
Годовая отчетность Комитета социальной защиты населения включает пакет документов (таблица 2).
Таблица 2 – Состав годовой бухгалтерской отчетности Комитета социальной защиты населения
Заключение:
Учетная информация отражает фактическое состояние хозяйственного объекта или бюджетной организации. Полнота, достоверность и своевременность учета информации определяют действенность управления производством, способствуют предотвращению принятия неоправданных решений. Это требует
постоянного совершенствования методологии бухгалтерского учета как основного поставщика информации.
До недавнего времени бухгалтерский учет в основном использовался как инструмент внешнего административного контроля за государственными предприятиями. Все отчетливее проявлялось возрастающее расхождение между отечественной системой бухгалтерского учета и Западной Европы [20,С.135].
За последние годы улучшились методология и организация бухгалтерского учета. Изданы новые нормативные документы, регламентирующие постановку бухгалтерского учета в различных отраслях и ведомствах: План счетов бухгалтерского учета; Положение о бухгалтерском учете; Положение о порядке начисления амортизации (износа) на полное восстановление по основным фондам; Порядок ведения кассовых операций, учетная политика и т.д.
Основные направления совершенствования организации бухгалтерского учета определены с учетом перехода к рыночной экономике.
Важным является приведение отечественной практики бухгалтерского учета в сопоставимость с практикой западных стран, для чего необходимо совершенствовать бухгалтерский учет, внедрять прогрессивные формы и методы учета.
Приказом Минфина России от 26.08.2004 года № 70Н утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Согласно Инструкции №70Н введены единые унифицированные правила ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, коренным образом изменена методика ведения бухгалтерского учета.Бюджетные организации обязаны составлять отдельный баланс по внебюджентным средствам и включать данные этого отдельного баланса в свой единый баланс.
Для обеспечения раздельного учета операций по бюджетным и внебюджетным предприятиям и организациям рекомендовано при необходимости присвоить отличительный признак в виде номера каждому субсчету Плана счетов бухгалтерского учета.
Вполне очевидно, что в результате этого возрастает трудоемкость ведения бухгалтерского учета, особенно на первых порах. Но именно этот метод позволит эффективно разделить имущество переданное в управление бюджетному учреждению, и имущество, самостоятельно заработанное бюджетной организацией и не подлежащие изъятию [15,C.584].