Введение:
Муниципальные образовательные учреждения (МОУ) находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями образовательные учреждения были привязаны к госу-дарству, к господствующей системе. Конечно, особенно в последние годы, уже остро давали о себе знать такие проблемы, как отставание в образовательных планах, «перекосы» в подготовке специалистов определенного профиля. Все более обострялись социальные проблемы работников образовательных учреж-дений. Другими словами, запас прочности на данный период был крайне незна-чительным. Поэтому трудности, которые в период реформ неизбежны, оказа-лись для системы образования России особенно болезненными. Они привели к заметным потерям.
Реформы в России придают сфере образования новое значение. Сейчас, в современный период, нужно наиболее максимально сохранить все то ценное, что есть у нас, все жизнеспособное в новых условиях.
В современных условиях образовательные учреждения хотя и медленно, но становятся другими. МОУ начали переход на гибкие системы обучения. Это тоже влияние реформ, важнейшее условие для подготовки современного чело-века. МОУ не могут жить в современных условиях без поддержки со стороны государства.
Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности му-ниципальных образовательных учреждений в финансировании только на 60-70 процентов. Этих средств едва хватает на поддержание минимального уровня жизни воспитателей и учащихся, ими лишь частично покрывается обеспечение текущей деятельности МОУ. У образовательных учреждений нет денег на по-купку учебно-методической литературы, новое строительство, закупку нового оборудования.
Этим и объясняется выбор темы данной дипломной работы.
В качестве объекта исследования выступает муниципальное образователь-ное учреждение «Гуманитарный лицей» Индустриального района г. Ижевска.
Целью дипломной работы является анализ деятельности муниципальных образовательных учреждений, расход бюджетных средств и варианты возмож-ной экономии ассигнований.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют ме-тодические и нормативно-правовые материалы практического характера.
В работе использованы результаты исследований зарубежных и отечест-венных специалистов.
Исследование основано на системном подходе с использованием методов комплексного анализа, экономико-статистического, сравнения и других.
Глава 3:
Но на сегодняшний день разработка эффективной системы бюджетных от-ношений на местном уровне является одной из наиболее сложных проблем бюджетной реформы. В настоящее время у субъектов федерации появилось больше прав в бюджетно-финансовых вопросах, в то время как на уровне мест-ного самоуправления возрастают в основном обязанности и возлагаемые на них функции. Существующие взаимоотношения между уровнями системы управле-ния позволяют более высокому уровню власти решать свои финансовые про-блемы за счет нижнего. Так, например, если федеральной власти не хватает че-го-либо для реализации общегосударственных программ, то она обращается не к налогоплательщикам, а с помощью целой системы методов забирает недос-тающие ресурсы у субъектов федерации. Субъект федерации поступает точно таким же образом. Поскольку у него что-то отобрали, он компенсирует потерю, отбирая недостающее у города или иного населенного пункта, но в основном у города, поскольку города являются донорами бюджетной системы. При общем невыполнении расходной части бюджета фактические расходы передаются вниз, а поступления доходов по налогам забираются наверх. Таким образом, одна из наиболее сложных проблем, с которыми сталкиваются местные бюдже-ты, в том числе и бюджет города Ижевска – разработка бюджетных отношений и регулирование доходов при планировании.
Нормативы отчислений в городской бюджет от регулируемых доходных источников меняются из года в год. Таким образом, наблюдается нестабиль-ность нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, поэтому пред-лагается с целью укрепления и увеличения доходной базы региональных и ме-стных бюджетов:
расширить перечень налогов, находящихся в ведении субъекта РФ;
законодательно закрепить за местными бюджетами не менее чем на 3-5 лет стабильные нормативы отчислений по федеральным налогам;
осуществить комплексную бюджетную реформу, включающую:
а) реформирование бюджетной системы России в целом;
б) уточнение системы меж бюджетных отношений на уровне РФ –субъект РФ;
в) законодательное закрепление разграничения бюджетных полномочий между субъектами РФ и местными бюджетами.
Второй момент, на котором хотелось бы остановиться – это исследование местных налогов и сборов. В соответствии с БК РФ органам местного само-управления разрешено вводить на местах местные налоги и сборы. На местах слабо используется такая форма дополнительного привлечения средств в бюд-жет, как расширение круга местных налогов и сборов, на сегодняшний день большинство регионов пользуется этим правом недостаточно разумно. Воз-можности регионов и органов местного самоуправления распыляются. Вводит-ся огромное количество малоэффективных и непонятных налогоплательщику налогов. Вместо того, чтобы ввести 1-2 местных налога, которые дали бы дохо-ды региональному и местному бюджетам и одновременно оказали бы влияние на эффективность работы расположенных на территории предприятий, во мно-гих регионах введено огромное количество малоэффективных налогов. А ведь доходы по ним составляют чуть более 10 % от всех местных налогов и сборов. Количество же налогов в отдельных регионах превышает разумные пределы. Многие из этих налогов являются тормозом развития производства, в тех же регионах, многие из них введены зачастую с нарушением действующего нало-гового законодательства.
Заключение:
Итак, подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что десятиле-тиями образовательные учреждения были привязаны к государству, к господ-ствующей системе. В последние годы все более обострялись социальные про-блемы работников образовательных учреждений.
В современных условиях образовательные учреждения хотя и медленно, но становятся другими. МОУ начали переход на гибкие системы обучения. Од-нако МОУ не могут жить в современных условиях без поддержки со стороны государства.
Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности му-ниципальных образовательных учреждений в финансировании только на 60-70 процентов. Этих средств едва хватает на поддержание минимального уровня жизни педагогов и учащихся, ими лишь частично покрывается обеспечение те-кущей деятельности МОУ. У образовательных учреждений нет денег на покуп-ку учебно-методической литературы, новое строительство, закупку нового обо-рудования.
К сожалению, в нынешних условиях система финансирования образова-ния, несмотря на декларируемость новых принципов, осталась по сути преж-ней, не учитывающей реального уровня потребности. Острая нехватка средств в этой ситуации приводит к тому, что образовательные учреждения ориентиру-ются на объемы работы, обусловленные не потребностью населения в образо-вательных услугах, а обеспеченные финансированием. Поэтому исходя не из потребности, а на основании финансовых прогнозов планируются объемы об-разовательных услуг, производственные мощности, штаты и т. д.
Хозяйственная деятельность МОУ в УР пополняет финансовые средства за счет:
оказания платных услуг населению;
оказания образовательных услуг по договорам с родителями, спонсорство различных организаций, предприятий.
Эти средства, используемые МОУ на обеспечение учебно-воспитательного процесса, текущие хозяйственные нужды учреждения и материально-техническое развитие, являются средствами самофинансирования, поскольку поступления из основных источников составляют около 70% потребности.
Прочие источники дополнительного финансирования МОУ, разрешенные законодательством, - это дотации, благотворительные взносы и т. д.
Финансовые управления (отделы) в городах и районах непосредственно связаны с бюджетными организациями и населением. Именно они в первую очередь выдерживают то давление, которое оказывается работниками бюджет-ных учреждений на финансовую систему в связи с недостатком средств по фи-нансированию образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.