Введение:
Налоговая система представляет собой совокупность видов и методов управления ею. Это определенная система принципов построения взаимоотно-шений субъектов налогового права, базирующаяся на фундаментальных, исто-рически сложившихся принципах налогообложения и принципах которые вы-текают из национальных особенностей экономики и политики, закрепленных в Конституции того или иного государства. Это система методов и органов управления налоговыми отношениями в соответствии с правами и обязанно-стями сторон, принятыми в Конституции страны и своде налоговых законов – Налоговом кодексе.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику важное место относится к налогам. В ус-ловиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные яв-ления рынка. Налоги как вся налоговая система, является мощным инструмен-том управления экономикой в условиях рынка. Налоги всегда привлекали обо-стренное внимание не только властей (правительство) всех стран и народов, но и, разумеется, тех, кто их платил, а также науку. Такое внимание было и остает-ся оправданным, поскольку налоги это:
вычеты из доходов налогоплательщиков;
основной источник доходов современных государств;
эффективный инструмент регулирования рыночной экономики (в сочета-нии с денежно-кредитными инструментами).
История налогов насчитывает тысячелетия. Их появление связано с появ-лением первых государств. Вначале это были бессистемные, обязательные платежи в виде податей, рентных платежей, уплачиваемые большей частью в натуральной форме. Затем стали вводиться регулярные, денежные налоги. По-степенно налоги превращаются в постоянный источник обеспечения государст-ва средствами для выполнения им общественных обязанностей. В странах с развитой рыночной экономикой посредством налогов формируется свыше 80 процентов всех доходов государства.
Нестабильность налогов, постоянный пересмотр ставок, количества нало-говых льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно для российской нынешней экономики, а также препятствует инвестициям как оте-чественным, так и иностранным. Поскольку государство заинтересовано в полной уплате налогов, любая ошибка в учетной работе, повлекшая за собой недоплату налога, других обязательных платежей и вовремя не обнаруженная, может вызвать тяжелые, а часто и необратимые негативные для организаций последствия при выявлении этой ошибки проверками налогового органа. Не-стабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема ре-формы налогообложения.
Выбранная мной тема весьма актуальна, так как правильный (оптималь-ный) выбор налогообложения является залогом успешного решения проблем стоящих перед предприятием.
Глава 3:
Определение столь общее, что о нем почти ничего нельзя сказать. Единст-венный очевидный вывод - это необходимость множества разъяснений к этому определению. Например, о каких первичных документах идет речь? Если о тех, которые утверждены Госкомстатом для целей бухгалтерского учета, то на предприятиях хотя бы хорошо знают, что они собой представляют. А если под-разумеваются какие-то вновь разрабатываемые (или требующие разработки) налоговые первичные документы, ведение которых по каждой операции, так или иначе влияющей на объект налогообложения, становится неотъемлемой ча-стью новой разновидности учета? Заглянув немного дальше, обнаружим, что разработчики считают одним из видов налоговых первичных учетных докумен-тов бухгалтерскую справку. В принципе этот документ, согласно Общероссий-скому классификатору управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД) (ут-вержден постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 299), отно-сится к учетной бухгалтерской документации. Однако это тоже ничего не дока-зывает, ибо справка справке рознь, а конкретные требования к "налоговым учетным документам" в законодательстве в настоящее время отсутствуют.
В каком порядке группируются эти документы? Последующее изучение главы 25 приводит к неутешительному выводу о том, что более или менее сис-темного изложения этого порядка в тексте, увы, не содержится. Есть только от-дельные моменты, эпизодические правила и фрагменты принципов, которые сами по себе требуют отбора и группирования.
Целями налогового учета, как это изложено в статье 313 НК РФ, являются:
формирование полной и достоверной информации о порядке учета для це-лей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налого-плательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для кон-троля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчис-ления и уплаты в бюджет налога.
По наш взгляд, обе эти цели сформулированы неудачно В самом деле, ин-формация о порядке учета осуществленных хозяйственных операций для целей налогообложения должна формироваться нормативными актами, то есть либо самим Налоговым кодексом, либо нормативными актами (по меньшей мере, разъяснениями или письмами), которые изданы компетентными органами на основании и во исполнение положений НК РФ. Во всяком случае, логика под-сказывает, что налоговый учет совершенно точно ведется не с целью формиро-вания правил, а на основании этих правил. Так что эта цель должна была быть изложена по-иному, например, "формирование информации, необходимой для налогообложения хозяйственных операций". А приведенное в НК РФ опреде-ление лучше всего описывает цель создания учетной политики для налогооб-ложения.
Вторая же цель вообще представляется неясной. В самом деле, о каких внутренних пользователях, которые занимаются контролем за исчислением и уплатой налогов в бюджет, идет речь? О бухгалтере? Или о руководителе? Мо-жет быть, о внутреннем аудиторе? Но ведь любому, кто читает статью 313, яс-но, что главным пользователем, так сказать, продукта налогового учета являет-ся налоговая инспекция, как по названию, так и по сути. А мифический "внут-ренний пользователь" добавлен, вероятно, исключительно из соображений справедливости, чтобы налогоплательщикам было не так обидно (вроде бы как им тоже нужен обособленный налоговый учет).
Заключение:
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем проще определять эко-номический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Нало-говым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что по-зволяет уменьшить число работников в финансовых органах.
Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость.
В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего, предприятие платит пени за несвое-временную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специ-ально усложняют, чтобы получать пени от налогов.
Кроме того, многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все не-обходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опуб-ликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появ-ляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот на-лог правильно считать.
Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее неста-бильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются, в лучшем случае, от-дельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предос-тавляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципи-ально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную нало-говую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обоб-щенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах За-пада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы со-вершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике эконо-мических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищу-щей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.