Введение
В планировании нуждается любое предприятие, любое производство, экономика в целом. Спланировать бизнес - значит оценить возможности, необходимость и объемы выпуска конкурентоспособной продукции, определить емкость рынка и его конкретного сегмента, оценить спрос на продукцию, выпускаемую фирмой, результативность ее работы на рынке.
Многочисленными специальными исследованиями в США давно уже выявлена высокая положительная корреляция между планированием в рыночных условиях и успехам ведения дела в различных сферах бизнеса. Достоверно известно, что при планировании своей деятельности фирмы имеют значительно более высокие экономические результаты, чем без систематического планирования.
В условиях рыночной экономики основой организации предпринимательской деятельности является бизнес-план, в котором оцениваются и прогнозируются возможности развития фирмы. В нем отражаются все стороны предпринимательской деятельности фирмы от изучения рынка до управления кадрами, подробно обосновываются направления работы, а также определяются способы решения возможных проблем.
Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников-инвесторов проекта. Расчеты показателей должны быть адаптированы к требованиям и условиям современного отечественного и зарубежного инвестирования.
Овладение искусством составления бизнес-планов сегодня становится крайне актуальным в силу следующих причин:
Во-первых, в нашу экономику идет новое поколение предпринимателей, многие из них никогда не руководили хоть каким-либо коммерческим предприятием, и поэтому очень плохо представляют весь круг ожидающих их проблем, особенно в рыночной экономике.
Во-вторых, меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к непривычному делу - борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей.
1. Теоретические основы бизнес-планирования
1.1 Понятие бизнес-плана, его необходимость и сущность
Понятие бизнес-плана является русским эквивалентом английского «business plan», означающего план дела, бизнеса, коммерческой деятельности, торговли. В определенном смысле это понятие связывают с предпринимательской деятельностью, хотя в английском языке предпринимательство определяется как «enterprise», но сам предприниматель может обозначаться как «businessmen».
Сегодня в отечественной практике существует огромное многообразие определений бизнес-плана, отчасти заимствованных из зарубежного опыта. Однако простого перевода содержательной его части для нас может быть недостаточно, поскольку многие из западных методик могут попросту не работать в российских условиях, если в них не будет учитываться специфика нашей экономики. Приведем несколько определений бизнес-плана, заимствованных из разных источников:
«Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач» .
«Бизнес-план – объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией» .
«В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства» .
«Бизнес-план – это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов» .
Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка,
3. Разработка бизнес-плана предприятия ООО «Логистик»
3.1. Описание предприятия и продукта
Бизнес-план является планируемой моделью среднесрочной (12 месяцев) стратегии развития ООО «Логистик» на 2006 год.
Задачи Бизнес-плана:
- Провести предварительный анализ выполнения показателей за 2005 год;
- Провести маркетинговые исследования грузовладельцев и рынка транспортно-экспедиторских услуг г. Санкт-Петербурга;
- Определить спектр услуг, реализуемых предприятием в 2005 году;
- Определить контрольные точки развития предприятия на 2005 год.
ООО «Логистик» представляет собой компанию среднего размера, занятую в логистическом бизнесе, с оборотом несколько более 21 млн. у.е. в год, обладающую полноценным штатом сотрудником (100 человек), 18-ю основными клиентами, приносящими 72% дохода, арендующую офисные помещения и 1 склад, не имеющую собственного подвижного состава, испытывающую периодическую нехватку оборотных средств, вызванную кассовыми разрывами.
Основная цель деятельности ООО «Логистик» на 2006 г. – достижение запланированных показателей по всем видам финансово-хозяйственной деятельности при условии соблюдения корпоративных норм и правил, принятых в компании, а также существенно повысить имидж отделения на рынке логистических услуг Северо-Западного региона. Для достижения поставленных целей предполагается оказание физическим и юридическим лицам ряда основных и дополнительных услуг:
1. Автомобильные перевозки (международные, междугородние, внутригородские);
2. Железнодорожные перевозки;
3. Организация перевозок и экспедирования морским транспортом (в т.ч. интермодальные и мультимодальные перевозки), экспедирование в порту.
4. Таможенное оформление экспортно-импортных товаров.
5. Складские операции (хранение и обработка грузов на складах ответственного хранения), перегруз, перетарка).
6. Предоставление охраны в пути следования
7. Страхование грузов от всех видов риска.
Заключение
Итак, в нашей работе достигнута поставленная цель и решены все необходимые задачи. По итогам проделанной работы необходимо сделать ряд выводов и обобщений.
Как показало исследование, общество с ограниченной ответственностью «Логистик» занимается логистическим бизнесом – осуществляет автомобильные, морские и железнодорожные перевозки (международные, междугородние, внутригородские), а также таможенное оформление экспортно-импортных товаров, складские операции и предоставление охраны в пути следования. Численность персонала составляет 100 чело-век. На изменение целевых задач его функционирования оказывают существенное влияние как факторы внутренней среды, так и внешней среды.
На планируемый период основными стратегическими целями ООО «Логистик» являются завоевание и сохранение за собой дополнительной части рынка логистических услуг; возможно быстрый выход на запланированный уровень продаж; продажа качественных услуг и установление обоснованных цен на них; проведение продуманной сбытовой политики, отвечающей стратегическим целям предприятия; обеспечение своим владельцам получения дохода, создание условий для раскрытия предпринимательского, творческого и духовного потенциала сотрудников.
В работе был проведен анализ рынка логистических и транспортно-экспедиторских услуг г. Санкт-Петербурга. В ходе анализа была отмечена тенденция роста объемов грузоперевозок в сравнении с прошлым годом, общее оживление внешнеторговых отношений стран СНГ и мировых. г. Санкт-Петербург имеет выгодное географическое месторасположение, в городе развита промышленность. Общая емкость логистического рынка достаточно велика. Данные факторы говорят о высокой перспективности города для развития бизнеса ООО «Логистик». Основой промышленности являются предприятия, выпускающие сложную высокотехнологичную продукцию, в связи с чем в общем объеме перевозок преобладают внутрироссийские перевозки.
В процессе составления бизнес-плана был изучен состав клиентов ООО «Логистик». Были выделены три основные сегмента клиентов. В первую очередь, это международные компании, характеризующиеся устойчивым объемом перевозок по различным направлениям, сложные структуры, стабильные и динамично развивающиеся. Компании – импортеры, заинтересованные в предоставлении компанией услуг, включающей таможенное оформление товаров с возможностью минимизацией таможенных платежей - один из самых перспективных среди существующих сегментов