Введение:
Успешная реализация задач, стоящих перед медицинскими учреждениями, в огромной степени определяется состоянием экономики, которое в последнее время претерпело существенное изменение. Новые условия хозяйствования, введение медицинского страхования, ухудшение финансирования привели к повышению значимости экономической стороны деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), в частности, экономического анализа и финансового планирования.
Традиционно недостаточное внимание, уделявшееся ранее экономике здравоохранения, негативно сказалось на разработанности методик планирования, в том числе и финансового, методов финансирования и его источников в деятельности медицинских учреждений сегодня. Да и нынешний процесс совершенствования нормативной базы здравоохранения менее всего затрагивает экономическую сферу и особенно в части оказания платных медицинских услуг. Медицинские учреждения испытывают острый недостаток методических материалов по различным вопросам экономической деятельности.
Проблема усугубляется тем, что при переходе на обязательное медицинское страхование (ОМС) ослабляется контроль за рациональным использованием средств со стороны органов управления. Контроль же со стороны страховых организаций, территориального фонда и других структур ОМС находится лишь на стадии становления. В результате наблюдается большой разброс в подходах к использованию средств медицинских учреждений - от жесткого ограничения до расточительства и злоупотреблений.
При традиционном бюджетном финансировании, обеспечивающем гарантированность поступления средств финансовое планирование больницы просто не имело смысла. В нынешней же ситуации, когда медицинские учреждения вынуждены искать свою нишу на рынке медицинских услуг, обеспечивать себе дополнительные источники поступления финансовых средств, данное направление выходит на передний план, поскольку от этого зависит их выживание.
Глава 3:
Внебюджетная деятельность для лечебного учреждения является дополнительной работой и проводится сверх установленных норм и объемов, требует более значительного психо-эмоционального напряжения. Для ее организации и управления необходима материальная заинтересованность сотрудников.
Поэтому при формировании цен на услуги особое внимание уделяется определению размера оплаты труда медицинского персонала с там, чтобы, с одной стороны, работнику было выгодно оказывать платные медицинские услуги, а с другой - общая сумма услуги была достаточно доступна и населению, сопоставима с уровнем его доходов и ценами на другие немедицинские услуги.
С этой целью в больнице при ценообразовании статья "Заработная плата" рассчитывается по методике, учитывающей срочность оказывания услуги, увеличение времени приема пациента, умение гасить конфликтные ситуации.
Фонд заработной платы отделений, выполняющих медицинские услуги по внебюджетной деятельности, определяется исходя из размера заработной платы в цене услуги и объема оказанных услуг. Этот фонд ежемесячно направляется в отделения, где распределяется между исполнителями с учетом доли участия каждого. Средства заработной платы по внебюджетной деятельности выплачиваются медперсоналу регулярно.
Учреждения здравоохранения самостоятельно утверждают штатные расписания и устанавливают должностные оклады в соответствии с действующими схемами. На сегодняшний момент действует приказ Минздравмедпрома России от 18.01.96 г. № 16 "О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения". В приложении к этому приказу говорится:
• Штатное расписание является документом, которым определяется структура учреждения и численность должностей по каждому наименованию в конкретных подразделениях и в целом по учреждению.
• В соответствии с КЗОТом РФ штатная структура и штатное расписание разрабатывается учреждениями самостоятельно. В графе "Утверждаю" ставится подпись главного врача и дата утверждения.
• Штатное расписание утверждается по установленной форме всеми учреждениями здравоохранения и утверждается по состоянию на 1 января ежегодно.
• Общее количество должностей по штатному расписанию должно соответствовать расчетной численности по фонду заработной платы, предусмотренной в смете.
• В штатном расписании представляется итоговая численность должностей, в том числе должностей врачебного, среднего и младшего медицинского и фармацевтического персонала.
• Должности, по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы, указывается в соответствующих долях (0,25; 0,5; 0,75).
• Порядок расположения структурных подразделений и должностей структурных подразделений и должностей в них определяется руководителем учреждения здравоохранения. Схематичная форма штатного расписания приведена в приложении 3.
После утверждения штатного расписания проводится тарификация сотрудников учреждения здравоохранения. Численность по штатному расписанию должна корреспондироваться с численностью по тарификационному списку. Для тарификации используется Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы показанная в таблице 3.1.
Заключение:
В последние годы в здравоохранении РФ произошли весьма существенные изменения, в первую очередь в объемах финансирования и внедрения страховой медицины. Система здравоохранения финансируется по остаточному принципу, в тоже время сохраняется затратный механизм ее функционирования. Страховая медицина позволила сократить объем затрат, но этого не достаточно, чтобы покрывать расходы.
РОКБ одно из немногих медицинских учреждений города Ижевска, которые на сегодняшний день имеют стабильное финансовое положение. Самый большой кредитор республиканский бюджет, территориальный ФОМС оплачивает по конечному результату регулярно и полностью. Поэтому, перспективной, на мой взгляд, является система, сочетающая финансирование:
• за счет ФОМС (большая часть ресурсов) - целевого источника, направляемого на оплату принятых и пролеченных больных со страховым полисом;
• за счет средств республиканского бюджета, направляемых в основном на выполнение общегосударственных целевых программ в области здравоохранения, выполнение которых будет обязательно для медицинских учреждении, и учитывать интересы социально незащищенных слоев населения;
• за счет платежей предприятий, размер которых должен будет дифференцироваться в зависимости от уровня заболеваемости работающих и влияние предприятия на условия проживания населения и окружающую среду;
• за счет развития платных услуг в здравоохранении. Для этого нужна законодательная и нормативная база на уровне Федерации, чтобы данный вид услуг был официально признан. Так как сейчас платная медицина действует подпольно.
Финансовое планирование среди медицинских учреждений, как вид плановой работы помогающий правильно и корректно составлять сметы на год, является новым и освоенным. Данное положение дел обуславливается тем, что нет специальной литературы, нет нормативной базы широкого распространения. Администрация больниц не видит существенной экономической выгоды финансового планирования в новых условиях хозяйствования и работают по старинке.
Главной задачей финансового планирования учреждений здравоохранения на сегодняшний день является поиск способов зарабатывания средств и лишь во вторую очередь - обеспечение наиболее рационального их использования. Это вызывает необходимость проведения анализа экономической эффективности лечебной деятельности и финанссирования, как это было проведено в данном дипломном проекте, чтобы выяснить, покрывают ли доходы произведенные затраты. Процесс финансового планирования учреждений здравоохранения, приведенного на примере РОКБ не является универсальным для всех видов ЛПУ и лишь схематично показывает направления в этом виде финансово-плановых работ. Каждая больница определяет для себя сама род деятельности; штатное расписание; вид оплаты и стимулирования труда; виды затрат на лечение; структуру финансирования и методы привлечения новых источников финансирования, а также контроль и корректировку планов.