Введение:
Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. роль палаты Федерального Собрания Российской Федерации, выражающей интересы субъектов Российской Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального Собрания - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения Российской Федерации в целом.
Прежняя Конституция закрепляла равноправие палат, что затрудняло специализацию их работы. Действующая Конституция исходит из принципа самоорганизации палат Федерального Собрания. Каждая палата устанавливает порядок работы в самостоятельно принимаемом ею регламенте (ч. 4 ст. 101 Конституции РФ 1993 г.).
Правовые нормы, регламентирующие деятельность Государственной Думы, определяют порядок ее деятельности, сроки, а также объем полномочий. Все это в конечном итоге должно иметь положительный результат для источника власти в России – ее народа. Депутаты Государственной Думы осуществляют свою деятельность для достижения конечной цели – блага своего народа.
Конституция не устанавливает императивный характер депутатского мандата, т.е. депутат Государственной Думы свободен в выборе направленности своей парламентской деятельности, способов и путей выражения в законодательном органе воли всего народа Российской Федерации, представителем которого он является. «Конституция не содержит таких атрибутов императивного мандата, как наказы избирателей, отзыв депутата, обязанность депутата отчитываться перед избирателями, а равно избирательными объединениями о своей работе» .
Какие требования предъявляют правовые нормы к деятельности Государственной Думы, к порядку оформления принимаемых Государственной Думой документов? Какую силу имеют указанные документы в иерархии нормативной базы России? Сколь результативна деятельность Государственной Думы 4-го созыва? Ответом на эти вопросы является моя настоящая работа. При написании работы мною использовались ряд нормативно-правовых актов, работы специалистов в области конституционного права России.
Глава 2:
Государственная Дума Российской Федерации условно называется «нижней» палатой, но это не означает, что ее роль второстепенна. Основное направление деятельности Государственной Думы – принятие федеральных и федеральных конституционных законов, законов о поправке к Конституции. Для осуществления этих целей Государственная Дума образует из числа своих депутатов комитеты (по экономической политике, по аграрным вопросам, по вопросам геополитики и др.) и комиссии (мандатная, для подсчета результатов тайного голосования, для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах и др.), в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных актов по различной предметной компетенции данных структурных подразделений палаты. В состав комитета должно входить от 12 до 35 депутатов. Поскольку основная законодательная деятельность приходится на Государственную Думу, в ней представлено больше комитетов, чем в Совете Федерации.
Кроме того, в рамках Государственной Думы действуют депутатские объединения: фракции и группы, внутренняя деятельность которых организуется самостоятельно. Фракциями являются депутатские объединения, сформированные на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам. Не вошедшие во фракции депутаты могут образовать депутатские группы, причем их численность должна быть не менее 35 депутатов. Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.
Структура Государственной Думы Российской Федерации выглядит , как показывает Схема № 1
Заключение:
Государственная Дума предыдущих созывов и нынешнего, 4-го созыва, внесла немалый клад, на мой взгляд, в создание законодательной базы построения правового государства. Это выразилось, в частности, в принятии новых Гражданского, Уголовного, Семейного, Уголовно-исполнительного, Уголовного, Бюджетного, Налогового, Лесного, Воздушного, Градостроительного, Арбитражно-процессуального, Трудового, Земельного, Водного кодексов, Кодекса торгового мореплавания, Кодекса об административных правонарушениях. Был принят пакет законов, направленных на реализацию конституционного принципа разделения властей, на упорядочение отношений властных структур, на создание правовых гарантий прав и свобод граждан.
На разных стадиях законодательного процесса находятся ряд важнейших законопроектов.
За указанный период Государственной Думой принято более 200 федеральных законов о ратификации международных договоров, в том числе о создании Союзного государства, Европейская хартия местного самоуправления, Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протокол к ней, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, европейские конвенции об академическом признании университетских квалификаций; об эквивалентности периодов университетского образования; об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты, Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств и многие другие.
Советом Государственной Думы 4-го созыва проведено порядка 150 заседаний. Определяющими вопросами на Совете рассмотрены вопросы о важнейших законопроектах, о проблемах совершенствования экономического, социально-культурного развития общества и многом другом.