Дипломная по теме: Назначение акцизов и их место в налоговой системе

Название работы: Назначение акцизов и их место в налоговой системе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Налоги

Страниц:

77 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. АКЦИЗЫ, ИХ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ОБРАЗОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5

1.1. Сущность и роль акцизов в налоговой системе страны 5

1.2. Становление и акцизного налогообложения в России 18

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ АКЦИЗОВ НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 37

2.1. Понятие алкогольной продукции для целей налогообложения 37

2.2. Порядок исчисления и взимание акцизов на алкогольную продукцию 44

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 58

3.1. Совершенствование государственного контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции 58

3.2. Оптимизация уровня налогообложения подакцизной продукции 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77

Выдержка:

Введение:

Реформирование налоговой системы в России, а также разработка кон-цепций развития налоговой политики на краткосрочную и долгосрочную перспективу на сегодняшний день являются одними из самых актуальных проблем.

Рыночные реформы ушедшего десятилетия, сопровождавшиеся перво-начальным спадом производства и высокой инфляцией, выдвинули в качест-ве главной задачи бюджетно-налоговой политики повышение собираемости налогов. Подобная ситуация предопределила приоритетность фискальной функции налоговой системы, инструментом реализации которой, как извест-но, являются прежде всего косвенные налоги.

Косвенные налоги необходимо рассматривать не только как важнейший источник финансовых ресурсов государства, но и как инструмент, позво-ляющий оказывать стимулирующее воздействие на производственные про-цессы, на способность данного вида налогов изымать часть доходов, ушед-ших из-под прямого обложения, а также видеть в косвенных налогах, наряду с прямыми, прогрессивными налогами, возможность сглаживать социальную справедливость посредством бюджетных распределений.

Акцизы являются важным источником налоговых поступлений в пере-ходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной лег-кости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюд-жетные поступления от них стабильны.

Кроме того, акцизы являются средством ограничения потребления по-дакцизных товаров (в основном социально вредных) и регулирования спроса и предложе¬ния товаров.

Глава 3:

Проблема государственного регулирования и контроля за производст-вом и оборотом спирта, водки и ликероводочных изделий в основном имеет две тесно взаимосвязанные составляющие. Первая составная часть связана с обеспечением поступления акцизов в доходную часть бюджета, вторая - с со-кращением производства нелегальной, зачастую фальсифицированной алко-гольной продукции .

Проведенная в России в начале 1990-х годов либерализация исследуемо-го сектора экономики и фактически полное отсутствие государственного ре-гулирования производства и оборота алкогольной продукции привели к рез-кому снижению объемов легального производства (особенно в 1996 г. - с 123 млн дал. до 70,6 млн дал.) и, как следствие, к уменьшению доли акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в доходах бюджета Российской Фе-дерации в 1997 - 2000 гг. в среднем до 2%. В 2001 г. ликероводочное произ-водство обеспечило лишь около 1,5% бюджетных доходов .

В настоящее время регулирование и контроль за производством и обо-ротом алкогольной продукции фактически осуществляют 15 государствен-ных структур. При этом для координации деятельности данных органов на федеральном уровне создана Межведомственная правительственная комис-сия. Аналогичные межведомственные комиссии, коллегии и рабочие группы созданы и в каждом субъекте Российской Федерации.

Однако до сих пор государственные органы, осуществляющие регули-рование рынка алкогольной продукции даже не имеют точных данных об общем объеме производства в Российской Федерации ликероводочных изде-лий. В частности, по данным МНС России этот объем оценивается в 250 млн дал., а по данным Минэкономразвития и торговли России он составляет еще более - около 300 млн дал.

При этом объем легального производства водки и ликероводочной про-дукции составляет ежегодно порядка 120 - 130 млн дал. Данные о загрузке производственных мощностей спиртовых и ликероводочных заводов также дают основания полагать, что официально зарегистрированные мощности указанных предприятий используются зачастую для нелегального производ-ства алкогольной продукции, уровень которого в последние годы составляет от 40 до 50% общего объема производства в стране. Соответственно потери бюджетов всех уровней оценены в 2001 г. на уровне 40 млрд руб.

Заключение:

Подводя итог данной дипломной работы, можно сделать следующие вы-воды.

В Российской Федерации, несмотря на значительную фискальную зна-чимость, регулирующая функция косвенных налогов, в частности акцизов на товары потребления, практически не реализована. Данная ситуация обуслов-лена рядом негативных факторов административного характера (как правило, сферы производства и оборота подакцизной продукции связаны с высокой степенью криминализации), а также непродуманной налоговой политикой в сфере акцизов, нацеленной на быстрое получение денежных средств подчас в ущерб экономическим интересам государства.

Ряд негативных последствий применения действующего механизма взи-мания акциза с алкогольной продукции определяет необходимость его ре-формирования, в частности, представляется целесообразным:

• исключить из перечня подакцизной продукции спиртосодержащие рас-творы, содержание непищевых примесей в которых превышает 30% от объе-ма, при условии одновременного внесения изменений в ГОСТы, нормативно-техническую документацию обязательного требования о применении цвет-ных денатурирующих добавок, устранение которых невозможно в процессе ректификации. В качестве подакцизной продукции следует сохранить только пищевую алкогольную продукцию, изготовленную на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья. Для борьбы с незаконным про-изводством алкогольной продукции из денатурированного спирта, этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, следует ввести более жесткие меры уголовного наказания к недобросовестным производителям;

• в целях воздействия на структуру потребления алкоголя в РФ необхо-димо исключить из перечня алкогольной продукции натуральные вина, упот-ребление которых не оказывает столь губительного влияния на здоровье на-селения, как потребление крепких спиртных напитков, изготовленных на ос-нове этилового спирта;

Похожие работы на данную тему