Введение:
Забота об одаренных детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, так как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, но и социальный смысл. Важно не просто выявить одаренных детей, но и создать благоприятные условия для развития их способностей [16, c. 3-6].
У одаренных детей наблюдается несоответствие социальных навыков, в том числе и навыков общения, хронологическому возрасту (социальная компетентность). Категорией, позволяющей, оценить соответствие социальных навыков хронологическому возрасту, является социальная компетентность. Социальная компетентность не является статичной, она подвержена филогенетической и онтогенетической эволюции и варьирует в зависимости от физических и культуральных условий соответственно времени, месту и обстоятельствам. Социальная компетентность, таким образом, может быть выражена в терминах, отражающих возраст, статус, способности, талант, здоровье, степень свободы; иными словами, она может быть определена как функциональная составляющая человеческого бытия, которая выражается социальной полезностью по отношению к окружающим и самому себе, то есть личной и общественной самодостаточностью. Соцальная компетентность – критерий качества жизни (Quality of Life –англоязычный вариант и более распространенный) относится к биопсихосоциальному подходу, который рассматривает человека как целостность [7, c. 82-91].
Глава 3:
В исследовании были использованы шкала измерения социальной компетентности Долла (модифицированная).
Уточнения и допущения к шкале Долла:
1. Социальная компетенция может быть определена как функциональная способность человеческого организма к обеспечению личной независимости и социальной ответственности.
2. Эта компетенция может быть измерена в возрастной динамике на основании генетически обусловленного созревания человека, что диагностируется соответствующими возрасту психосоциальными тестами-параграфами.
3. Индивидуальный статус в сфере социальной компетенции сожжет быть представлен в числовом и описательном выражениях и охарактеризован по отношению к установленным в данном месте и в данное время нормам психосоциальной зрелости.
4. Измерение может проводиться путем личного опроса и путем опроса экспертов на текущий момент, а также ретроспективно для выявления возрастной динамики.
5. Шкала может быть использована в научных исследованиях, а также в психосоциологической и медицинской практике.
6. Зрелость может характеризоваться в трех основных :
от социальной зависимости к независимости;
от социальной безответственности к ответственности;
от социальной некомпетентности к компетентности.
3.3. Процедура и особенности проведения исследования
В исследовании принимали участие 26 детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет, посещающих кружок «Фитодизайн» в ДдиЮ «Факел». Дети и подростки заполняли опросники в индивидуальном порядке на занятии психологического сопрововждения кружка. С помощью данных составлялась программа коммуникативного тренинга, рассчитанная на 2005 – 2006 год. Тренинг направлен на оптимизацию процесса социализации одаренных детей.
Заключение:
Забота об одаренных детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, так как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, но и социальный смысл. Важно не просто выявить одаренных детей, но и создать благоприятные условия для развития их способностей.
В настоящее время большинство концепций одаренности сводятся к изучению способностей, основанном на понимании единства природного и социального в человеке в их конкретном соотношении для разных видов способностей. Н. С. Лейтес указывает, что одаренный ребенок может успешно социализироваться, а может стать изгоем, аутсайдером с богатым внутренним миром и творческими способностями. В данном случае задача перед педагогами, психологами заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно во взаимодействии с другими детьми, взрослыми.
Шкала социальной компетентности позволяет оценить насколько эффективно взаимодействует ребенок с окружающим миром, социумом. Так как социальный возраст не является статичным, то с помощью данной шкалы мы можем оценивать изменения, которые происходят с ребенком в течение всей психолого-педагогической работы.
Учитывая все вышеизложенное, была выдвинута гипотеза: социальная компетентность одаренных детей ниже.
Объект исследования: особенности развития одаренных детей.
Предмет исследования: социальная компетентность одаренных детей.
В процессе исследования были решены следующие задачи: