Дипломная по теме: Социальная компетентность одаренных детей в возрасте 7-10 лет.

Название работы: Социальная компетентность одаренных детей в возрасте 7-10 лет.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

64 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ 5

1.1. Детская одаренность в истории психолого-педагогической мысли 5

1.2. Одаренность как проблема генотипической и средовой детерминации 10

1.3. Концепции одаренности 14

1.4. Проблема соотношения общей и специальной одаренности 32

1.5. Структура теоретической модели одаренности 34

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 39

2.1. Понятие «качество жизни» 39

2.2. Социальная компетентность 43

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 46

3.1. Социально-психологические характеристики выборки 46

3.2 Методы исследования и их обоснование 46

3.3. Процедура и особенности проведения исследования 47

3.4. Результаты исследования 47

3.5.Интрепретация данных 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

ВЫВОДЫ 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52

Приложение 1. 54

Приложение 2. 59

Выдержка:

Введение:

Забота об одаренных детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, так как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, но и социальный смысл. Важно не просто выявить одаренных детей, но и создать благоприятные условия для развития их способностей [16, c. 3-6].

У одаренных детей наблюдается несоответствие социальных навыков, в том числе и навыков общения, хронологическому возрасту (социальная компетентность). Категорией, позволяющей, оценить соответствие социальных навыков хронологическому возрасту, является социальная компетентность. Социальная компетентность не является статичной, она подвержена филогенетической и онтогенетической эволюции и варьирует в зависимости от физических и культуральных условий соответственно времени, месту и обстоятельствам. Социальная компетентность, таким образом, может быть выражена в терминах, отражающих возраст, статус, способности, талант, здоровье, степень свободы; иными словами, она может быть определена как функциональная составляющая человеческого бытия, которая выражается социальной полезностью по отношению к окружающим и самому себе, то есть личной и общественной самодостаточностью. Соцальная компетентность – критерий качества жизни (Quality of Life –англоязычный вариант и более распространенный) относится к биопсихосоциальному подходу, который рассматривает человека как целостность [7, c. 82-91].

Глава 3:

В исследовании были использованы шкала измерения социальной компетентности Долла (модифицированная).

Уточнения и допущения к шкале Долла:

1. Социальная компетенция может быть определена как функциональная способность человеческого организма к обеспечению личной независимости и социальной ответственности.

2. Эта компетенция может быть измерена в возрастной динамике на основании генетически обусловленного созревания человека, что диагностируется соответствующими возрасту психосоциальными тестами-параграфами.

3. Индивидуальный статус в сфере социальной компетенции сожжет быть представлен в числовом и описательном выражениях и охарактеризован по отношению к установленным в данном месте и в данное время нормам психосоциальной зрелости.

4. Измерение может проводиться путем личного опроса и путем опроса экспертов на текущий момент, а также ретроспективно для выявления возрастной динамики.

5. Шкала может быть использована в научных исследованиях, а также в психосоциологической и медицинской практике.

6. Зрелость может характеризоваться в трех основных :

 от социальной зависимости к независимости;

 от социальной безответственности к ответственности;

 от социальной некомпетентности к компетентности.

3.3. Процедура и особенности проведения исследования

В исследовании принимали участие 26 детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет, посещающих кружок «Фитодизайн» в ДдиЮ «Факел». Дети и подростки заполняли опросники в индивидуальном порядке на занятии психологического сопрововждения кружка. С помощью данных составлялась программа коммуникативного тренинга, рассчитанная на 2005 – 2006 год. Тренинг направлен на оптимизацию процесса социализации одаренных детей.

Заключение:

Забота об одаренных детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, так как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, но и социальный смысл. Важно не просто выявить одаренных детей, но и создать благоприятные условия для развития их способностей.

В настоящее время большинство концепций одаренности сводятся к изучению способностей, основанном на понимании единства природного и социального в человеке в их конкретном соотношении для разных видов способностей. Н. С. Лейтес указывает, что одаренный ребенок может успешно социализироваться, а может стать изгоем, аутсайдером с богатым внутренним миром и творческими способностями. В данном случае задача перед педагогами, психологами заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно во взаимодействии с другими детьми, взрослыми.

Шкала социальной компетентности позволяет оценить насколько эффективно взаимодействует ребенок с окружающим миром, социумом. Так как социальный возраст не является статичным, то с помощью данной шкалы мы можем оценивать изменения, которые происходят с ребенком в течение всей психолого-педагогической работы.

Учитывая все вышеизложенное, была выдвинута гипотеза: социальная компетентность одаренных детей ниже.

Объект исследования: особенности развития одаренных детей.

Предмет исследования: социальная компетентность одаренных детей.

В процессе исследования были решены следующие задачи:

Похожие работы на данную тему