Введение:
Общение, взаимодействие между людьми – важная составляющая жизни каждого человека. Но общению и взаимодействию с другими людьми необходимо обучаться, нужно пробовать себя в различных ролях, занимать различные позиции. Эти «пробы» будут бесценным опытом, и для гармоничного развития личности этот опыт полезнее получить в детстве.
В настоящее время для получения опыта взаимодействия с другими созданы есть достаточное количество возможностей. Обусловлено это тем, что процессы глобализации достаточно быстро распространяются. Для того, чтобы быть успешным в современном мире необходимо умение общаться, получать информацию, правильно оценивать занимаемую позицию.
Детские оздоровительные лагеря предоставляют уникальную возможность отдыха, личностного роста, общения, выявления и осмысления «проблемных зон» (то есть тех проблем, которые можно решить при соответствующей диагностике, наличия специалистов для эффективной коррекции).
В настоящее время в лагерях можно встретить богатую палитру социально-педагогических проектов: реабилитационные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и для подростков с девиантным поведением, профильные смены юных интеллектуалов и лидеров детских объединений и т.д. Особенности социально-педагогического потенциала лагеря определяются прежде всего объективными факторами, вытекающими из сущности данного педагогического явления (природное окружение, временный характер детского объединения, концентрированность и быстротекучесть всех процессов и событий и т.д.), содержанием и методами деятельности, механизмом воздействия на ребенка и педагога и восприятием этого воздействия. [20]
Исследования, проведенные педагогами К.Н.Травиным, А.И.Лутошкиным, Т.Н.Мальковской, Л.К.Кленевской и другими показывают, что временный детский коллектив при соответствующих условиях и квалифицированном педагогическом руководстве за весьма короткий срок достигает весьма высокого уровня развития, которое происходит поэтапно, и каждый этап имеет свое качественное своеобразие. Сопоставление полярных характеристик выявляет высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта, жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет вхождению в социум без потери личностного своеобразия.[8]
Глава 2:
ВДЦ «Океан» г. Владивосток -центр дополнительного образования, где каждый ребенок в интенсивном режиме получает дополнительное образование.
Система воспитательной деятельности «Океана» формировалась на основе отбора лучшего опыта пионерских лагерей, строилась в тесном единстве с задачами государства в области молодежной политики. Становление и развитие системы воспитательной деятельности прошло в два этапа.
Первый этап (1983-1992). Для него было характерно завершение формирования Центра как круглогодичного лагеря комсомольского и пионерского актива, позже - просто школьного актива. На содержание, формы и методы воспитательной работы оказали влияние опыт Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» и Всероссийского пионерского лагеря «Орленок». Он характеризовался зарождением традиций, формированием стиля и тона коллектива, отношений между детьми и взрослыми, организацией вожатского отряда.
Второй этап (1993 – 2000). В этот период главное внимание было сосредоточено на организации содержательной, разнообразной коллективной творческой деятельности, на разработку собственных программ и педагогической концепции Центра.
С 2001 года наступил этап развития воспитательной системы ВДЦ «Океан». Цель воспитательной системы – личностные изменения ребенка.
Так же – это центр интересных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных способов обучения и воспитания детей и подростков, разрабатывающий и аппробирующий новые методики развития временного детского коллектива.
Создание временного детского коллектива — сложная и увлекательная задача, решение которой начинается с первой минуты встречи с ребятами и заканчивается вожатским спектаклем. [48] Исследования, проведенные педагогами К. Н. Травиным, А. И. Лутошкиным, Т. Н. Мальковской, Л. К. Кленевской и другими показывают, что временный детский коллек¬тив при соответствующих условиях и квалифицированном педагогичес¬ком руководстве за весьма короткий срок достигает весьма высокого уровня развития, которое происходит поэтапно, и каждый этап имеет свое каче¬ственное своеобразие.
Развитие временного детского коллектива идет по трем этапам:
организационный период (1 этап, адаптационный период);
основной период (2 этап);
итоговый период (заключительный, 3 этап).
По времени для ВДЦ «Океан» организационный период продолжается 3 -4 дня, ос¬новной период—16—18 дней, итоговый —2—3 дня. На каждом этапе разви¬тия ВДК ставятся этапные цели (цели на этапах).
Организационный период.
Организационный период — это период первоначального спло¬чения коллектива, период становления коллектива, период адаптации ре¬бенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности.
Цель оргпериода: заложить основы ВДК.
Задачи оргпериода:
Заключение:
Забота о детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых заключается в создании наиболее адекватных условий для развития навыков, необходимых для гармоничного личностного развития ребенка. Только такой ребенок вырастет здоровым, сможет развиваться сам, развивать общество. Ребенок, получивший опыт разного общения в детстве, корректируемый различными специалистами сможет занять те позиции в обществе, которые он сам пожелает.
В настоящее время существует достаточно различные способы взаимодействия с ребенком. Одной из наиболее распространенных, исторически оформившейся является форма детских оздоровительных лагерей. Особенности организации жизнедеятельности в центре связаны с реализацией следующих приоритетных задач летнего отдыха: оздоровление, развитие, коллективно-творческая деятельность. Уникальные черты временных детских групп и условия их жизнедеятельности детерминируют единичное в организации воспитательного и оздоровительного процессов. Наиболее ярко оно проявляется в разработке способов, приемов отдыха, развития, оздоровления, отражая специфику функционирования учреждений данного типа.
Учитывая все выше изложенное, исследователями была выдвинута гипотезы о том, что своевременная диагностика и коррекция межличностных отношений способствует социализации детей.
Объект исследования: динамика развития временного детского коллектива в оздоровительно-образовательном центре.
Предмет исследования: условия развития временного детского коллектива в оздоровительно-образовательном центре.