В настоящее время для получения опыта взаимодействия с другими созданы есть достаточное количество возможностей. Обусловлено это тем, что процессы глобализации достаточно быстро распространяются. Для того, чтобы быть успешным в современном мире необходимо умение общаться, получать информацию, правильно оценивать занимаемую позицию.
Детские оздоровительные лагеря предоставляют уникальную возможность отдыха, личностного роста, общения, выявления и осмысления «проблемных зон» (то есть тех проблем, которые можно решить при соответствующей диагностике, наличия специалистов для эффективной коррекции).
В настоящее время в лагерях можно встретить богатую палитру социально-педагогических проектов: реабилитационные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и для подростков с девиантным поведением, профильные смены юных интеллектуалов и лидеров детских объединений и т.д. Особенности социально-педагогического потенциала лагеря определяются прежде всего объективными факторами, вытекающими из сущности данного педагогического явления (природное окружение, временный характер детского объединения, концентрированность и быстротекучесть всех процессов и событий и т.д.), содержанием и методами деятельности, механизмом воздействия на ребенка и педагога и восприятием этого воздействия. [20]
В период конфликтов педагогу необходимо:
вызывать в коллективе состояние неудовлетворенности разобщенностью, отсутствием единства;
выводить противоречия из сферы неофициальных межличностных отношений на арену общественного мнения;
добиваться оценок, мнений в коллективе по основным вопросам жиз¬недеятельности;
актуализировать ранее выдвинутые перспективы, достижение которых невозможно без объединения усилий всех членов коллектива;
раскрывать личность каждого ребенка как интересную личность.
Противоречия в коллективе будут преодолены, если перед детьми (пе¬ред всеми группами) будет поставлена увлекательная для всех перспекти¬ва. В такой ситуации группы чувствуют себя как часть целого коллекти¬ва—отряда. Значимым для отряда становится общий успех. Повышается статус тех ребят, которые играют важную роль в обеспечении успеха (по А. Н. Лутошкину —отряд «Мерцающий маяк»). Иными словами, коллек¬тив—это источник личностных изменений ребенка, группы детей.
Итоговый период.
Итоговый период называется периодом «консолидации» отношении, периодом ответственной зависимости членов коллектива. Это время подведения итогов и самоаттестации ребенка.
Цель итогового периода — превращение коллектива в инструмент инди¬видуального развития каждого из его членов, корректировка его социаль¬ного опыта, творческой индивидуальности.
Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план.
Третья зона конфликта в работе педагога.
рекомендации в помощь организаторам отдыха детей. СПб., 1996.
11. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. М., 1997.
12. Образование личности в условиях временного детского коллектива: Материалы научно-практической конференции ВДЦ «Океан» / Под ред. З. И. Лаврентьевой. Владивосток, 1997.
13. О детских организациях с надеждой и тревогой. Дискуссионные материалы. – Челябинск, 2003.
14. Отрядному вожатому: Сборник методических материалов. Туапсе, 2004.
15. Педагогика ВДК. Учебное пособие. Под ред. Э В. Морозовой, С.А. Горбачева. – Владивосток, ВДЦ «Океан», 2002.
16. Разноцветный мир детства. Детские общественные организации: Учебное пособие. М., 1999.
17. Сборник инструктивных документов, методических рекомендаций в помощь вожатому. Туапсе, 1993.
18. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 2004.
19. Сысоева М. Е. Азбука воспитания, вожатого оздоровительного лагеря. М.,2003.
20. Таран Ю.Н. «Социально-педагогические ориентиры лета: опыт профильных смен. Научно-методическое пособие. – Липецк: ГУП «ИГ «ИНФОЛ», 2002.