Введение:
Дипломная работа посвящена исследованию влияния смысложизненных ориентаций личности и базовых убеждений на субъективное благополучие и готовность к принятию нового, на примере водителей муниципального транспорта г. Мыски Кемеровской области.
Проблема субъективного благополучия имеет глубокие корни в истории философии, психологии, социологии и других наук. В последние десятилетия она все чаще становится предметом исследования психологов. Это вызвано острой для психологической практики необходимостью в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности. Необходимо ответить на вопрос о том, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия.
Проблема же личности всегда была актуальной и поднималась в работах по философии, социологии, социальной психологии и психологии личности. Обсуждение проблем сводится к понятиям социализации и индивидуализации личности.
Т. Шибутани утверждает, что в результате социального взаимодействия «человеческое существо превращается из беспомощного животного в более или менее независимого индивида, который стремится к определенным ценностям в символическом окружении [47].
В жизни каждого человека в той или иной мере представлены такие сферы как профессиональная жизнь, семейная жизнь, сфера увлечений, образования и другие. Эти сферы имеют для разных людей разную значимость в зависимости от тех стремлений, которые человек пытается реализовать. Например, для одних людей профессиональная жизнь – это способ заработка, для других – это, прежде всего, реализация собственных способностей, для третьих – возможность удовлетворения потребностей в социальном взаимодействии и т.д.
Различные сферы представлены в жизни любого человека, но в каждом из них реализуются различные для каждого индивида желания и стремления.
Традиционный процесс социализации часто приводит к усвоению таких схем поведения, которые заставляют человека пренебрегать своими собственными чувствами и интересами и ориентируют его на требования, желания и просьбы других людей [47]. Или как считает Муравьева О.И.[26] - группа, с одной стороны «заставляет» развиваться включенных в нее индивидов, но, с другой стороны, кладет предел такому развитию.
Глава 3:
Рассматривая средние значения таблицы 2, можно сделать вывод о том, что водители видят смысл своей жизни в будущем, ставя высокие цели. При этом наименьшее удовлетворение они находят в прошлом. Видимо, респонденты, живут настоящим и перспективами, стремясь найти себя в будущем, имея определённые намерения, статус и призвание. Значения локус контроля «Я» ниже значений локус контроля «Жизнь», что может говорить об уверенности испытуемых в непричастности над контролем своей жизни, то есть потенциально жизнь контролируется ими, но себя «хозяевами» своей жизни они не считают.
Это может говорить о некой зависимости, ведомости и несамостоятельности респондентов. Можно предположить, что испытуемые не уверены в себе. Соответственно введённый нами индекс цели/локус – Я имеет большее значение, чем индекс цели/локус – жизнь. Первый указывает на степень иллюзорности будущего: чем выше цели и ниже уверенность в своих силах, тем больше человек надеется на везение или поддержку других людей.
Таблица 3. Средние значения показателей Шкала Базовых убеждений водителей муниципального транспорта ( n = 40).
Заключение:
На основе результатов проделанной нами работы можно сделать заключение о том, что смысложизненные ориентации личности, базовые убеждения и субъективное благополучие с наличием в структуре личности психической ригидности, оказывают влияние на социализацию и готовность к принятию нового, но не существенно, так как выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично.
Цель исследования, выявить зависимость готовности к принятию нового от смысложизненных ориентаций личности, базовых убеждений и уровнем субъективного благополучия с наличием в структуре личности психической ригидности, достигнута.
В данной работе мы попытались осветить проблемы смысложизненных ориентаций личности, базовых убеждений и субъективного благополучия с наличием в структуре личности психической ригидности, оказывающих влияние на социализацию и готовность к принятию нового, на примере водителей муниципального транспорта г. Мыски Кемеровской области.
В частности мы обратили внимание на такие структуры личности как субъективное благополучие, готовность к принятию нового, качество жизни, базовые убеждения, ценностно-смысловая сфера личности, ригидность и социализация в совокупности.
Мы попытались проанализировать полученные соотношения в рамках применения к ним новых гипотез.
Представленные результаты - лишь первый шаг в теоретическом осмыслении полученных в исследованиях данных о социальном самочувствии людей в трансформирующемся обществе. Работа в этом направлении должна быть продолжена как в изучении влияния социально-экономических факторов на субъективное благополучие людей, так и в изучении соответствия жизненных притязаний и имеющихся реальных возможностей.