Дипломная по теме: Эволюция стратегии (концепции) НАТО 1991-1999 гг. и внешний фактор влияния.

Название работы: Эволюция стратегии (концепции) НАТО 1991-1999 гг. и внешний фактор влияния.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

История

Страниц:

90 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 9

1.1. Окончание «Холодной войны» и новые геополитические реалии 9

1.2. НАТО и «новое мышление» М.С. Горбачева 13

1.3. Альтернативы американской внешней политики 27

1.4. Предпосылки и основы политической и военной реформ НАТО 29

1.5. Расширение НАТО: последствия и воздействие на европейскую безопасность 38

2. НОВАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАТО 1999 Г. 53

2.1. Вашингтонский саммит 1999 г.: новые задачи и стратегии 53

2.2. Миротворчество как инструмент политики НАТО 57

2.3. Политика консенсуса и процесс принятия решений в НАТО 65

2.4. Трансатлантический фактор в системе взаимодействия стран-членов НАТО 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90

Выдержка:

Введение:

В конце ХХ века, после окончания "холодной войны" произошла глубо-кая трансформация международных отношений. Демократические преобразо-вания в Центральной и Восточной Европе, распад Советского Союза положили конец биполярной системы. Новая амбициозная политика НАТО является эле-ментом современной политической реальности. Войны в Персидском заливе, где были задействованы ресурсы стран НАТО, агрессия НАТО в Югославии, война в Афганистане показали военную мощь союзников, которые не имеют равносильного соперника. А для России это означает новые вызовы ее нацио-нальным интересам и необходимость сформулировать адекватный внешнепо-литический ответ.

Актуальность исследуемой нами проблематики связана и с тем, что само изучение эволюции стратегической концепции НАТО и процесса поиска альян-сом своей роли в новых политических реалиях чрезвычайно актуально для по-нимания того, как складывается, трансформируется и функционирует мировая политическая система в постбиполярную эпоху.

После окончания "холодной войны" смысл существования альянса ока-зался под вопросом. Актуальное значение приобрела проблема определения но-вых функций альянса в изменившейся ситуации в Евроатлантическом регионе.

В результате окончания "холодной войны" Россия осталась без прежних союзников по ОВД, а НАТО сохранила и укрепила свой потенциал. В 1990 году стартовые позиции НАТО в новой Европе казались отнюдь не более предпоч-тительными, чем СБСЕ. Правда, и в Лондонской декларации Совета НАТО (июль 1990 года), и в документах римской ее сессии (ноябрь 1991 года), утвер-дивших новую стратегическую концепцию блока, подчеркивалась необходи-мость сохранения Североатлантического союза как важного инструмента евро-пейской безопасности. Однако из-за споров внутри самого союза, будущее НАТО выглядело весьма неопределенным.

Глава 2:

Проведение политических консультаций на систематической основе на-чалось в НАТО с первого заседания Совета НАТО в сентябре 1949 г., вскоре после вступления в силу Североатлантического договора. С тех пор этот про-цесс усилился и видоизменился в соответствии с новыми условиями. Основным форумом для проведения политических консультаций остается Североатланти-ческий совет. Его заседания проводятся при минимальном соблюдении фор-мальностей, и обсуждение вопросов ведется в откровенной и непосредственной атмосфере. Генеральный секретарь НАТО, будучи председательствующим, иг-рает существенную роль в проведении заседаний Совета НАТО и выступает в качестве его главного представителя и официального выразителя взглядов как при контактах с отдельными правительствами, так и в отношениях с общест-венностью.

Североатлантический совет (САС), также называемый "Совет НАТО", обладает реальной политической властью и правами принятия решений . В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые прово-дят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО прово-дятся также и на более высоких уровнях министров иностранных дел, минист-ров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права при-нятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.

Совет является единственным органом Североатлантического союза, полномочия которого прямо определяются Североатлантическим договором. В соответствии с договором именно Совету поручено формировать вспомога-тельные органы. За период деятельности Совета им были созданы многочис-ленные комитеты и группы планирования в целях содействия работе Совета или осуществления деятельности в таких конкретных областях, как военное планирование, ядерное планирование и собственно военные вопросы.

Таким образом, Североатлантический совет является уникальным фору-мом для проведения широких консультаций между правительствами госу-дарств-членов по всем вопросам, затрагивающим их безопасность, и представ-ляет собой важнейший орган, уполномоченный принимать решения в НАТО. Все государства-члены НАТО пользуются равным правом высказывать свое мнение на заседаниях Совета. Его решения принимаются по принципу общего согласия и выражают коллективную волю правительств государств-членов НАТО. Все эти правительства участвуют в создании политики, разрабатывае-мой в Североатлантическом совете или под его руководством, и формировании консенсуса, лежащего в основе принимаемых решений.

Заключение:

На рубеже веков Европа стала ареной стремительных структурных изме-нений. Особенность нынешней ситуации заключается в том, что процесс фор-мирования новой архитектуры европейской безопасности еще не завершен.

На смену центробежным тенденциям начала 1990-х гг. XX века доволь-но быстро пришли процессы форсированной интеграции, прежде всего в рам-ках Евросоюза и НАТО. Однако при всей кажущейся целеустремленности эти процессы несут отпечаток непредсказуемости. Что, в общем, объяснимо: ведь все многосторонние институты, работающие в сфере безопасности, пережива-ют период глубокой трансформации и поиска собственной идентичности, ме-тодов и средств реагирования на новые вызовы стабильности XXI века.

Эволюция ситуации на европейском континенте привела к изменению роли и влияния общеевропейских институтов. Одни из них стали проявлять признаки упадка, другие, как НАТО, получили "второе дыхание".

В результате происшедших на рубеже 1980-1990-х гг. фундаментальных геополитических и геостратегических перемен возник кризис идентичности НАТО – необходимо было найти обоснование существования организации в новых условиях. Выход из кризиса был найден в разработке стратегии, учиты-вающей специфику новых реалий и предусматривающей переориентацию дея-тельности НАТО на противодействие кризисам. Уже в 1992 году, через год по-сле принятия в 1991 году новой стратегической концепции, НАТО, заручив-шись поддержкой резолюции ООН при проведении санкций против республик бывший Югославии и предоставив 20-ти тысячный хорошо экипированный военной контингент в Боснию, стала претендовать на роль новой миротворче-ской структуры. Таким образом, НАТО достаточно оперативно отреагировала на изменения в современном мире и быстро "переквалифицировалась" из чис-то оборонительного союза в организацию, готовую принять на себя обязанно-сти нового гаранта мира и безопасности. В середине 1990-х гг. в контексте боснийского кризиса и дискуссии о расширении НАТО на Восток отчетливо проявились претензии НАТО как на лидерство в урегулировании кризисных ситуаций, так и на мировое лидерство в целом, которые получили закрепление в стратегической концепции 1999 года.

По существу, эволюция НАТО в 1990-е гг. шаг за шагом подводила Аль-янс к расширенному толкованию его миротворческой автономии и "поддерж-ки" усилий ООН. Начав с поддержки миротворческой деятельности ООН и СБСЕ/ОБСЕ, НАТО стала стремиться к большей самостоятельности в процес-се принятия решений в рамках миротворческих операций, которая вылилась в проведение собственной операции в Югославии и узурпацию исключительных прерогатив СБ ООН. В результате от действия " в соответствии" с решениями ООН и резолюциями СБ НАТО не только перешла к акциям "в духе" решений и резолюций, но и закрепила в новой стратегической концепции 1999 года возможность проведения самостоятельных интервенций.

Похожие работы на данную тему