Введение:
Расцвет творчества А.А. Фета приходится на 40-60-е годы XIX века, когда громогласно отвергалось "чистое искусство" во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на преобразование всего общественного строя России, результатом которого должны были стать равенство, свобода и социальная справедливость.
Незаурядный поэтический дар Фета скоро обратил на себя внимание современников. О нем одобрительно высказались не только В.Г. Белинский, но и А.А. Григорьев, Л.А. Мей, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов. Наиболее проникновенные от¬клики на поэзию Фета принадлежали А.В. Дружинину и В.П. Ботки¬ну, верно определившим тип его лирики и неповторимое творческое лицо. Однако их благоприятные отзывы стояли особняком в общем мнении о Фете «пятидесятников» и особенно «шестидесятников». Камерная направленность его творчества, отсутствие социальной ак¬туальности, эстетизм не удовлетворяли демократическую критику, и поэзия Фета была подвергнута осуждению за «бессодержательность». Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, М.Е. Салтыков-Щедрин, отнюдь не отрицая художественности стихов поэта, хотели от него иного — социальности.
Есть нечто общее в литературной судьбе Фета и Тютчева: оба они получали большее признание со стороны писателей и поэтов, нежели литературных критиков. Высоко ценил стихи Фета И.С. Тургенев, хотя качество его редакторской работы над фетовским сборником стихотворений оспаривается специалистами; в то же время остается непреложным фактом признание Фетом тургеневской правки стихов. Для Л.Н. Толстого Фет — один из любимых авторов. О его стихах восторженно отозвались Ф.И. Тютчев и Я.П. Полонский. Особенно возросло влечение к нему в конце XIX — начале XX в. Если для читателей XIX в., вкус которых был воспитан на классически ясной поэзии Пушкина, лирика Фета нередко казалась «темной» и непонят¬ной, символисты и их предшественники обнаружили в его стихах особые глубины и близкие себе начинания. В.С. Соловьев, Д.С. Мережковский, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брю¬сов, А.А. Блок, А.Белый и другие писали о Фете как о бесспорной величине в истории русской лирики XIX в., глубоком поэте-ясновид¬це, оригинальном виртуозе в стихотворной технике.
В. Соловьев определял существо лирической поэзии как «самое прямое откровение человеческой души» [5, с. 399]; уточняя свою мысль и опи¬раясь прежде всего на лирику Фета, это откровение он связывал с внутренней красотой души человеческой, способной индивидуально воспринимать всеобщий смысл бытия.
Глава 3:
И так до конца жизни, ибо «Блаженных грез душа не поделила:/Нет старческих и юношеских снов» («Всё, всё мое, что есть и прежде было...», 1887).
Духовный мир поэта, отраженный в стихотворении, открывающем сборник «Снега», парадоксален. Фет создает трагический, дисгармоничный образ природы севера:
Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
Под пологом снегов как смерть однообразной,
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом.
Как любят находить задумчивые взоры
Завеянные рвы, навеянные горы,
Былинки сонные - иль средь нагих полей,
Где холм причудливый, как некий мавзолей,
Изваян полночью, - круженье вихрей дальных
И блеск торжественный при звуках погребальных! [3, с. 245]
«Пустынность, мертвенность зимнего простора и одиночество затерянного в нем человека выражены в этом стихотворении и через общий колорит картины и через каждую ее деталь. Сугроб, возникший за ночь, уподобляется мавзолею, поля, занесенные снегом, своим однообразием навевают мысль о смерти, звуки метели кажутся заупокойным пением. Вместе с тем эта природа, скудная и грустная, бесконечно дорога поэту» [44, c. 190]. Мотивы радости и печали, смерти и любви слиты в стихотворении. Лирический герой, а, в конечном счете, и сам поэт, любуется мрачным простором ледяной пустыни и находит в нем не только своеобразный идеал красоты, но нравственную опору. Он не брошен, не "заключен" в этот суровый мир, а порожден им и страстно к нему привязан.
Вот стихо¬творение, каждая из трех строф которого начинается словами: «Я жду...» [1842]. Лирический герой ждет, конечно, свою любимую, но прямо это не сказано [16, с. 110]. В конце второй строфы усиливается напряженность ожидания:
Я слышу биение сердца
И трепет в руках и в ногах. [3, с. 227]
У любого поэта той эпохи напряжение разрешилось бы приходом или неприходом любимой; у Фета конец иной:
Звезда покатилась на запад...
Прости, золотая, прости! [3, с. 227]
Создавалось резкое впечатление фрагментарности, на¬рочитой оборванности. Лирическому герою снится безответно любимая им девушка. Это более чем обычная тема для лирического стихотворения. Но как развивает ее Фет? [16, с. 111]
Ах, дитя, к тебе привязан
Я любовью безвозмездной!
Нынче ты, моя малютка,
Снилась мне в короне звездной.
Что за искры эти звезды!
Что за кроткое сиянье!
Ты сама, моя малютка,
Что за светлое созданье! [3, с. 309]
Образ царицы звезд вытеснил тему «безвозмездной» любви и оборвал стихотворение «по-гейневски» [16, с. 111].
Одно из ранних и самых популярных стихотворений Фета - "Я пришёл к тебе с приветом" [1843]:
Заключение:
В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Эстетическая концепция Фета, и, как бы ни избегал он сам подобных определений, это была именно концепция — отчетливо формулируемая система взглядов [57, с. 108]. Основной предмет изображения Фета - это мир, в котором «красота природы разлита по всему мирозданию» и своим покоящимся совершенством противопоставлена «низкому», полному бессмысленной суеты, бытию.
Главное в поэзии А.Фета - живое чувство красоты, красоты как единственной цели искусства вообще и поэзии в частности. В его художественном мире всё гармонично, мерно, уравновешенно. Фет – певец Вечной Женственности, красоты «всесильной природы» и тонких душевных переживаний, раскрывающего жизнь природы и жизнь чувства с необычайной зоркостью и эмоциональностью.
В поэзии А. А. Фета главными темами являются темы природы, красоты, любви. Фет, как представитель «чистого искусства», считал, что поэзия призвана воспевать прекрасное и не должна никаким образом вмешиваться в политику. В довольно узкий, но прекрасный и изящный мир поэта не могла проникнуть грязь жизни, ее проза и зло.
Философия его творчества оптимистична, несмотря на некоторые мотивы грусти и печали. Его поэзия жизнерадостна, легка и гармонична. За внешней простотой открываются неповторимость и естественная красота, которые составляют основную прелесть его творений - любовь и гармонию.
Напоминая о красоте вокруг нас, Фет призывает взглянуть на этот прекрасный мир вновь и почувствовать все то, что чувствует сам автор, то, что его переполняет и что он так стремится излить в душу читателя.
Любовь, природа, поэзия - эти понятия для Фета является родственными, они выражают сущность бытия, ее смысл. Поэт, раскрывая прекрасные черты в природе и человеке, проводит определенную параллель между той природой, которая нас окружает и той природой, что таится внутри каждого из нас - это природа человеческой души, и, действительно, в них можно найти много общего. При этом автор ставит совершенную красоту и мудрость природы в пример как идеал, к которому душой необходимо стремиться.
Идейная и художественная эволюция Фета, обогащение его лирики философской проблематикой, новые открытия в области поэтического языка происходили в пределах этой эстетической системы.
Творческий путь Фета длился более полувека. Фет выпустил свой первый сборник в один год с Лермонтовым, а последний — в один год с первым сборником Бальмонта. Характеризовать такой длительный творческий путь, такое большое поэтическое наследие одной формулой — всегда, конечно, значит обойти какие-то стороны и подчеркнуть лишь главную тенденцию, основную линию, а именно отношение А.А. Фета к «чистому искусству», его эстетическую концепцию [17, с. 14].
Вопрос о ценности писателей прошлого решает время. При жизни мало читаемый и чтимый, Фет для нас — один из значительнейших русских лириков. Фет сравнивал себя с угасшими звездами, но угасло много других звезд, а звезда поэзии Фета разгорается все ярче.