Введение:
Изменения в экономике России, связанные с переходом к рыночным отношениям, способствуют возрождению института несостоятельности (банкротства) на качественно новом уровне. Создание эффективного и соответствующего потребностям экономики правового регулирования отношений, в сфере несостоятельности (банкротства) является важнейшей задачей.
Изучение законодательства о несостоятельности (банкротстве), практики его применения и доктринальных положений показывает, что оптимальные научные и практические решения по целому ряду ключевых вопросов регулирования в данной сфере пока еще не найдены. Процесс развития российского законодательства о банкротстве характеризуется чрезвычайно высоким динамизмом, частым пересмотром правовых норм, непрерывным поиском компромисса интересов несостоятельных должников, кредиторов, общества и государства.
Существующая до 2002г .в России нормативно-правовая база (опирающаяся в основном на обширный зарубежный опыт), регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в современных экономических условиях, о чем свидетельствует крайне низкий процент удовлетворения требований кредиторов. Текущая стадия развития нашего государства требует более грамотного и профессионального подхода к решению проблем связанных с урегулированием правовых взаимоотношений юридических лиц, удовлетворяющего всех участников хозяйственного оборота.
Глава 3:
Судебная практика рассмотрения арбитражных дел действительно, как точно заметил В.Ф. Яковлев, является «зеркалом экономики» . Применительно к конкурсным отношениям можно сказать следующее: экономический результат реализации процедур банкротства является зеркалом эффективности правового регулирования несостоятельности (банкротства).
Только эффективное законодательство о несостоятельности (банкротстве) способно обеспечить справедливый баланс частных и публичных интересов, необходимый для установления и поддержания доверия со стороны инвесторов и обеспечения стабильности гражданского оборота. Поэтому правовое регулирование конкурсных отношений подлежит дальнейшему совершенствованию. При этом в первую очередь необходимо решать вопросы, связанные с совершенствованием правовых норм, определяющих положение кредиторов.
Крайне низкая эффективность реализации процедур банкротства вызывает потребность в таком правовом регулировании конкурсных отношений, которое реально обеспечивало бы права кредиторов. «Следует подчеркнуть, что защите подлежат права, а не те, кто их нарушил. С этой точки зрения должник вообще не должен защищаться правом. Можно говорить лишь об отсрочке исполнения, учете имущественного положения должника и других способах смягчения для него последствий не должного исполнения, применяемых в исключительных случаях и обусловленных особыми социальными условиями. Но по сути своей обязательственное право – это совокупность норм, направленных на защиту кредитора и устанавливающих правовые средства получения причитающегося ему по договору или внедоговорному обязательству».
В условиях несостоятельности права кредитора находятся в системе прав других участников конкурсных отношений в сфере публичного интереса. Поэтому разрешение проблем, связанных с конкуренцией прав и интересов всех субъектов, вовлекаемых в процесс банкротства, на основе оптимального сочетания частных и публичных интересов должно составлять необходимое условие эффективности правового регулирования конкурсных отношений.
При решении непосредственной задачи института несостоятельности (банкротства), связанной с конкуренцией прав кредиторов, необходимо установить комплекс правовых ограничений, создающих особый порядок предъявления и удовлетворения требований кредиторов, не допускающий удовлетворения этих требований в индивидуальном порядке. Осуществление прав без ограничений, налагаемых специальным правовым режимом, может принести к негативным правовым последствиям (одни кредиторы, первыми предъявившие требование к должнику, получат сполна, а требования других кредиторов останутся неудовлетворенными).
Заключение:
Легальное понятие банкротства содержится в статье 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г, где несостоятельность (банкротство) определяется, как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Социально-правовая проблематика, связанная с правовым институтом несостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов, охватывает широкий круг юридических конфликтов, рождающихся в этой области правоотношений - гражданско-правовых, административно-правовых, нормативно-правовых, а порой и уголовно-правовых. Необходимость регулирования таких конфликтов приводит к постоянному поиску наиболее действенных нормативных концепций, что отразилось в российском законодательстве постсоветского периода. В течение достаточно короткого периода были разработаны и введены в действие три закона о несостоятельности (банкротстве) - 1992 г., 1998 г. и 2002 г.
Таким образом, принятие в 2002 году нового Закона о банкротстве было обусловлено необходимостью установления дополнительных гарантий от произвольных действий кредиторов по инициированию дел о банкротстве в арбитражных судах, повышения роли государства в определении судьбы организаций-должников, более полного учета особенностей организаций оборонно-промышленного комплекса. Поэтому разумно было ожидать, что изменения и дополнения, вносимые в Закон от 2002 года, будут направлены, прежде всего, на устранение выявленных недостатков и пробелов в правовом регулировании несостоятельности (банкротства). И целый ряд новелл действительно служит этой цели. Однако, как показывает практика применения Закона, этим дело не ограничилось: он содержит ряд новелл, появление которых никак не может быть объяснено целью устранения недостатков в действующем законодательстве. Более того, некоторые новые законоположения при их реализации порождают такие проблемы, с которыми ранее не сталкивались ни должники, ни кредиторы, ни арбитражные суды.