Введение:
Под гражданско-правовой ответственностью следует понимать санкцию, применяемую к правонарушителю в виде возложения на него дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишения принадлежащего ему гражданского права.
Вопрос о понятии гражданско-правовой ответственности является спорным в юридической науке. Некоторые авторы выделяют так называемую позитивную ответственность, под которой понимается неуклонное, строгое, предельно инициативное осуществление всех обязанностей . Применительно к ответственности в сфере обязательств такая ответственность фактически совпадает с надлежащим исполнением обязательств. Между тем надлежащее исполнение обязательств и гражданско-правовая ответственность подчиняются различным правилам и в силу этого не могут воплощаться в одних и тех же действиях должника. Пока имеет место, надлежащее исполнение обязательств, нет места для ответственности. И наоборот, наступление ответственности исключает надлежащее исполнение обязательств.
Неудачным представляется определение гражданско-правовой ответственности как регулируемой обязанности дать отчет в своих действиях . Обязанность дать отчет в своих действиях может иметь место и тогда, когда нет правонарушения. Кроме того, закрепленные в нормативных актах меры гражданско-правовой ответственности вовсе не сводятся к отчетам о своих действиях, а воплощают в себе вполне реальные и конкретные отрицательные последствия для правонарушителя в виде возмещения убытков, уплаты неустойки, потери задатка и т. п., о которых впоследствии пишет и сам автор рассматриваемой точки зрения.
Глава 3:
Часть 3 ст. 20 УПК РСФСР запрещает домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер. К тому же в соответствии с Конституцией никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, а при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ст. 50 и 51 Конституции). На подозреваемом и обвиняемом не лежит процессуальной обязанности давать показания, они вправе дать показания (ст. 76 и 77 УПК РСФСР). На потерпевшем, свидетеле и эксперте лежит процессуальная обязанность давать показания или заключение (ст. 73, 75, 82 УПК РСФСР). Однако во исполнение этой обязанности к потерпевшему, свидетелю или эксперту может быть применена лишь одна мера процессуального принуждения - привод (ч. 2 ст. 73, ч. 3 ст. 75 и ч. 3 ст. 82 УПК РСФСР).
Данное преступление выражается в психическом или физическом воздействии на допрашиваемого путем угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны допрашивающего.
Рассматриваемое преступление не имеет места, если следователь или лицо, производящее дознание, в ходе допроса использовали рекомендуемые криминалистикой тактические приемы допроса, основанные на данных психологии.
Данное преступление является оконченным с момента использования допрашивающим в отношении допрашиваемого угроз, шантажа или иных незаконных действий в целях получения показаний потерпевшего, подозреваемого и других лиц.
Субъектом данного преступления может быть только следователь, лицо, производящее дознание, а также прокурор или начальник следственного отдела, если они приняли дело к своему производству и фактически исполняли процессуальные обязанности следователя. С субъективной стороны принуждение к даче показаний может совершаться только с прямым умыслом. Мотивами этого преступления могут быть карьеристские побуждения, месть и т. п.
Заключение:
Право Российской Федерации образует определенную систему, наиболее крупные звенья которой называются отраслями права. В рамках дипломной работе рассматривался вопрос ответственности в гражданском и уголовном законодательстве Российской Федерации.
Под гражданско-правовой ответственностью следует понимать санкцию, применяемую к правонарушителю в виде возложения на него дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишения принадлежащего ему гражданского права.
Существует несколько форм и видов ответственности.
Под формой гражданско-правовой ответственности понимается форма выражения тех дополнительных обременении, которые возлагаются на правонарушителя. Гражданское законодательство предусматривает различные формы ответственности. Ответственность может наступать в форме возмещения убытков (ст. 15 ГК), уплаты неустойки (ст. 330 ГК), потери задатка (ст. 381 ГК) и т. д. Среди этих форм гражданско-правовой ответственности особое место занимает возмещение убытков. Обусловлено это тем, что наиболее существенным и распространенным последствием нарушения гражданских прав являются убытки.
Деление гражданско-правовой ответственности на отдельные виды может осуществляться по различным критериям, избираемым в зависимости от преследуемых целей. Так, в зависимости от основания различают договорную и внедоговорную ответственность.
Договорная ответственность представляет собой санкцию за нарушение договорного обязательства. Внедоговорная ответственность имеет место тогда, когда соответствующая санкция применяется к правонарушителю, не состоящему в договорных отношениях с потерпевшим.