Введение:
Актуальность данной дипломной работы обусловлена тем, что, признавая права и свободы граждан высшей ценностью, Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, устанавливает обязанность государства соблюдать и осуществлять их защиту (ст. 2).
Правоохранительные органы являются одним из основных представителей государственных органов, без которых невозможно было бы существование и развитие современного общества. С помощью данных органов государство осуществляет важные социальные задачи по обеспечению личной безопасности граждан, предупреждению, пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию преступлений, охране общественного порядка и общественной безопасности и др. (ст. 2 Закона РФ «О милиции»). В свою очередь, именно суд является органом, осуществляющим реализацию закрепленных в Конституции РФ гарантий и защиту прав от имени государства от любых посягательств и нарушений.
Деятельность правоохранительных органов затрагивает интересы многих лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных отношений, как правило участников, подвергшихся уголовному преследованию. В тех же случаях, когда они признаются невиновными в совершении преступлений и реабилитированы, возникает необходимость в восстановлении нарушенных прав, а в случае причинения вреда – в его возмещении (компенсации). Одним из важнейших достоинств судебной деятельности всегда признавались доступность правосудия, его качество и оперативность, которые неразрывно связаны между собой и дополняют друг друга. Качество судебной деятельности характеризуется всесторонностью, полнотой и объективностью судебного разбирательства, законностью судопроизводства и правовой состоятельностью вынесенного судом решения, его обоснованностью и справедливостью.
Глава 3:
Как гражданское, так и уголовно-процессуальное право признают, что правонарушением может быть причинен имущественный, моральный и физический вред.
Имущественный вред возникает при неправомерном посягательстве на имущественные права и интересы гражданина, в результате которого он понес определенные убытки, лишился каких-либо материальных благ.
В соответствии со ст. 135 УПК РФ возмещение реабилитированному имущественного вреда включает в себя возмещение:
1. заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых он лишился в результате уголовного преследования;
2. конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или решения суда его имущества;
3. штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнение приговора суда;
4. сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи;
5. иных расходов.
Согласно части 1 статьи 3 Положения от 18 мая 1981 г. размер подлежащих возмещению сумм утраченного заработка и иных трудовых доходов (пункт 1 ст.2 Положения от 18 мая 1981 г.) определяется, исходя из среднемесячного заработка гражданина с зачетом заработка, полученного гражданином за время отстранения от работы, отбывания наказания или административного взыскания в виде исправительных работ. Выплаты реабилитированным за причиненный им вред не подлежат налогообложению и производятся с учетом уровня инфляции (ч. 4 ст. 135 УПК РФ).
Среднемесячный заработок исчисляется для рабочих и служащих – в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" – путем деления общей суммы его заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая или утрате либо снижению его трудоспособности (по выбору застрахованного), на 12. Если до наступления страхового случая застрахованный работал менее 12 месяцев, средний месячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших наступлению страхового случая, на число этих месяцев. При подсчете среднего месячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены (п. 3 ст. 12 указанного закона).
Заключение:
В результате выполнения данной дипломной работы можно сформулировать следующие выводы.
Возмещение вреда от незаконных действий должностных лиц при осуществлении публичной власти впервые было предусмотрено в русском праве конца ХIХ – начала ХХ вв. Ответственность должностных лиц при осуществлении публичной власти строилась на началах личной ответственности перед потерпевшим при наличии вины должностного лица, доказанной в судебном порядке. Судебные следователи и прокуроры несли ответственность за незаконное осуждение граждан.
Становление и совершенствование правового регулирования возмещения вреда, причиненного государственными органами, в послереволюционный период цивилистами условно разделяется на несколько этапов: 1) с 1917 по 1922 годы; 2) с 1922 по 1961 годы; 3) с 1961 по 1977 годы; 4) с 1977 года по настоящее время.
Существовавшее законодательство о компенсации имущественных потерь и морального вреда реабилитируемым гражданам являлось разрозненным и несовершенным. Это подтверждалось тем, что Конституции СССР и республик не закрепляли положений об ответственности государства за незаконные действия должностных лиц. Ответственность государственных органов допускалась лишь при издании особых законов. В то время отсутствовал специальный закон, комплексно регулирующий восстановление имущественных, трудовых, жилищных, иных прав жертв несправедливого уголовного преследования. Большинство нормативных актов, регулирующих рассматриваемые отношения, носили исключительно ведомственный характер. Кроме того, не разграничивались случаи возмещения ущерба в зависимости от сферы деятельности различных правоохранительных органов. Все это создавало трудности при восстановлении нарушенных прав граждан.