Введение:
Понятие лизинга происходит от английского глагола to lease-сдавать в аренду. В отечественной юридической и экономической литературе по-разному оцениваются обстоятельства, связанные с появлением договора лизинга. По мнению правоведов, договор лизинга, как таковой, появился в США в середине XIX века, а в других странах Запада нашел широкое распространение в середине XX века, как юридический институт, призванный регулировать новые формы инвестирования денежных средств в экономику, связанные с использование такого способа как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования, с последующей передачей их этим фирмам в аренду.
Так, М. И. Кулагин, характеризуя изменения, происшедшие за последние десятилетия (к началу 80-х годов 20 века) в системе договоров в странах Запада отмечал, что «с середины нашего столетия большое распространение получили договоры лизинга, особенно машин и оборудования. В силу договора лизинга одна сторона (лизинговая компания) передает другой стороне (пользователю) определенный предмет (машину, транспортное средство, завод и т. п.), а пользователь обязуется вносить за него периодическую плату и по окончании договора вправе приобрести названный предмет на льготных условиях, с зачетом этих платежей. В договоре лизинга сочетаются характеристики и договора имущественного найма (аренды), и договора продажи». Аналогичных позиций придерживался и Ю. И. Свядосц, который писал: «Отношения по использованию машинно-технических изделий в национальном и международном хозяйственном обороте все шире основываются на специфической договорной форме имущественного найма, получившей наименование договора о лизинге (contract of leasing). Возникнув первоначально в США еще в середине прошлого века, с конца 50-х годов этот договор получил широкое применение в деловой практике фирм Западной Европы и Японии, а в настоящее время используется практически во всех странах. Лизинг нашел признание в судебной практике многих стран, не имеющих специально законодательного регулирования (США, ФРГ, Япония и др.), но в некоторых странах изданы специальные нормативные акты по лизинговым отношениям
Глава 5:
В ст. 36 Федерального Закона «О лизинге» определены меры государственной поддержки деятельности лизинговых компаний. Из преамбулы статьи видно, что это не меры, а скорее пожелания, так как они могут быть, а могут и не быть предоставлены. Предполагается, что на федеральном и региональном уровнях будут осуществляться:
1. разработка и реализация федеральной программы развития
лизинговой деятельности в Российской Федерации или в
отдельном регионе как части программы среднесрочного и
долгосрочного социально-экономического развития российской
Федерации или региона;
2. создание залоговых фондов для обеспечения банковских
инвестиций в лизинг с использованием государственного
имущества;
3. долевое участие государственного капитала в создании
инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых
инвестиционно-лизинговых проектах.
Если государство захочет вложить средства в отдельные лизинговые проекты, то по-видимому никто этому препятствовать не станет. Вопрос лишь в условиях вложения и в праве собственности на передаваемое в лизинг имущество. Поскольку речь идет о поддержке лизинговых компаний, то, по-видимому они и будут выступать в качестве лизингодателей;
4. выделение предприятиям, осуществляющим лизинг,
государственного заказа на поставки товаров для
государственных нужд.
Из приведенного текста невозможно понять, каким предприятиям, осуществляющим лизинг, будет выделяться госзаказ. Из логики названия ст. 36, это должны быть лизинговые компании. Но здесь терминология изменена, и с одинаковым успехом к этим предприятиям можно отнести и производителей оборудования, передаваемого в лизинг, и изготовителей товаров, работающих на оборудовании, полученном в лизинг. Неясность вызывает сомнение в эффективности такого рода поддержки.
Заключение:
Лизинг в настоящее время стал одной из важнейших составляющих инвестиционной политике во многих государствах. Темпы роста лизинговых операций, как правило, опережает темпы роста основных макроэкономических показателей. Это не случайно. Насыщенность и разветвленность лизинговых операций являются свидетельством развитости экономических отношений в стране.
В практической экономике лизинг становится проводником научно-технического прогресса, внедрение новых технологий на каждом конкретном предприятии.
Для нашей российской действительности это принципиально важное обстоятельство. Но действующий в Российской Федерации Федеральной Закон «О лизинге» требует немедленного исправления. Кроме исправления его погрешностей было бы полезно пересмотреть и саму концепцию, лежащую в основе закона. Лучше урегулировать договор лизинга в Гражданском Кодексе РФ,
расширив посвященный ему параграф в рамках главы об аренде. Это позволит избежать повтора многих норм, закрепленных в общих положениях о договорах аренды.