Введение:
Интерес к исследованию темы «Договор социального найма жилого помещения» закономерен. Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни людей. Потребность человека в жилье возникает с момента рождения и сохраняется на протяжении всей его жизни.
В нашей стране жилищный вопрос всегда отличался особенной остротой. С переходом к рыночным отношениям жилищная проблема решена только для разбогатевшей прослойки общества; у основной части населения «жилищный вопрос» остается нерешенным. Приходится констатировать, что этот вопрос бессмертен, он будет актуальным всегда.
Существовавшая много лет в России распределительная система удовлетворения жилищной потребности граждан не дала ожидаемых результатов, миллионы семей нуждались в улучшении жилищный условий.
Первый и единственный Жилищный Кодекс России 1983 года безнадежно устарел. Со времени его принятия прошло не мало времени, изменилась социально экономическая обстановка и политическая ситуация в стране – был взят курс на формирование рыночных отношений. Жилищная реформа, появление рынка жилья стала важнейшим фактором перехода к новым социально-экономическим условиям жизни, от их осуществления и функционирования во многом зависят успехи Российского государства, его развитие, повышение жизненного уровня населения.
Теперь жилищное законодательство основывается на признании права частной собственности на жилище в структуре жилищного фонда и землю на равных условиях с публичными формами собственности, приватизации государственного и муниципального жилья, перехода к рынку жилья и земли, демонополизации жилищного хозяйства, утверждения инициативного удовлетворения жилищных потребностей на рынке жилья.
Происходит постепенное расширение сферы действия договора коммерческого найма жилого помещения и сужение сферы действия договора социального найма жилого помещения, а также постепенный переход на полную оплату проживающими затрат на содержание и ремонт жилья и соответственно принятие мер, гарантирующих обеспечение жилищных прав социально незащищенным гражданам.
Но, не смотря ни на что, договор социального найма жилого помещения не потерял своей актуальности и продолжает пока оставаться самым распространенным договором, регулирующим жилищные правоотношения, поскольку целью жилищной реформы на первом этапе является обеспечение доступности улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком, сохранение бесплатного предоставления жилья малоимущим гражданам. Уровень благосостояния большинства населения таков, что для многих из них получение жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора социального найма является единственной возможностью улучшить свои жилищные условия.
Глава 4:
Жилищный кодекс РСФСР (ст. 100) предусмотрел последствия признания ордера на жило помещение недействительным только вследствие неправомерных действий получивших ордер лиц: эти лица подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения. Такая строгая мера предусмотрена законом потому, что в указанном случае имеются виновные, недобросовестные действия получивших ордер лиц, совершенные с целью незаконного получения жилья.
При этом имеются в виду, как случаи предоставления гражданами не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, так и совершения лицом, получившим ордер, иных неправомерных действий (например, дача взятки должностному лицу и т.д.).
В законе установлено также, что если граждане, указанные в ордере, ранее пользовались жилым помещением в доме государственного или общественного жилищного фонда, им должно быть предоставлено жило помещение, которое они занимали, или другое жилое помещение. Это помещение должно быть пригодным для проживания по санитарно-техническим требованиям. В случае признания ордера недействительным по иным основаниям, граждане, указанные в ордере, подлежат выселению с предоставлением другого жилого помещения или помещения, которое они занимали ранее (ч. 2 ст. 100 ЖК РСФСР).
Данное правило исходит из того, что в этих случаях невозможно обвинить получателя в неправомерном действии с целью получения ордера. В то же время недействительный ордер не может служить основанием для использования гражданином жилого помещения, поэтому гражданин подлежит переселению в другое жилое помещение или помещение, которое он ранее занимал.
Выселение лиц, самоуправно занявших жилое помещение. Лица, которые самоуправно, т.е. без ордера и заключения договора найма, заняли жилое помещение в доме государственного (муниципального, общественного) жилищного фонда, подлежат выселению в административном порядке с санкции прокурора без предоставления другого жилого помещения.
Административное выселение производится при отказе лица, самовольно занявшего жилое помещение, освободить помещение. Это лицо по заявлению наймодателя на основании санкции прокурора выселяется органами внутренних дел (милицией) в семидневный срок со дня вынесения постановления прокурора о даче разрешения на выселение.
В течение семидневного срока со дня дачи санкции гражданину предоставляется возможность добровольно освободить помещение. По истечении указанного срока выселение производится в принудительном порядке органами милиции.
Как сказано выше, Конституционный Суд РФ Постановлением от 5 февраля 1993 года признал не соответствующим Конституции РФ ст. 90 и 99 ЖК РСФСР , в части выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений в административном порядке только с санкции прокурора, без возможности последующего обращения в суд.
Заключение:
Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Одной из самых распространенных на практике форм реализации гражданами права на жилище это - получение жилья по договору социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования. Практически каждый гражданин России на протяжении своей жизни сталкивается с жилищной проблемой, и получение жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора социального найма для многих является единственной возможностью улучшить свои жилищные условия.
Важнейшие положения о договоре социального найма жилого помещения урегулированы в настоящее время нормами Гражданского и Жилищного кодексов.
Гражданский кодекс не содержит норм, детально регулирующих правоотношения в сфере социального найма жилья, отдавая приоритет нормам действующего жилищного законодательства, базирующегося в настоящее время на Жилищном кодексе РСФСР.
Жилищный кодекс РСФСР был принят в 1983 году. Многие его положения безнадежно устарели. Важнейший кодифицированный акт вообще не содержит такого института, как договор социального найма жилого помещения.
Основной задачей регулирования жилищных правоотношений в современной России является принятие нового Жилищного кодекса, содержащего, в первую очередь, положения, определяющие и регламентирующие все стороны такого правового института, как договор социального найма жилого помещения. Важнейшей задачей нового Жилищного кодекса должно стать установление нового отвечающего современным реалиям института жилищного фонда социального использования.
В настоящее время у государства отсутствуют реальные финансовые возможностей по бесплатному обеспечению жильем всех, кто формально не имеет определенной законом нормы площади жилья. Складывается ситуация, при которой гражданин может иметь в собственности жилые дома, квартиры, однако, будучи «прописанным» в коммунальной квартире – состоит на очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеет право получить от государства бесплатно квартиру.
Жилые помещения из фонда социального использования должны предоставляться исключительно тем, кто реально нуждается в жилье и не имеет иных возможностей, кроме получения квартиры бесплатно, для улучшения своих жилищных условий. Следовательно, назрела необходимость принципиального пересмотра закрепленных в законодательстве оснований, условий обеспечения граждан Российской Федерации жильем по договору социального найма. Должны быть четко определены категории населения, имеющие право на получение жилья по договору социального найма. Основным условием предоставления жилых помещений из фонда социального использования по договору социального найма должно стать материальное положение гражданина, а не обеспеченность жилой площадью по месту регистрации.