Введение:
Перемены в экономических и политических отношениях, потрясшие всю систему социальных ожиданий, породили в обществе состояние неопределенности, подчас растерянности и фрустации со всеми её последствиями - депрессией, пассивностью, агрессивностью и т.д. В этих условиях приобретают особую важность и сложность проблемы социализации вступающего в жизнь поколения.
Вступая в XXI век, человечество осознало, что основным ресурсом и потенциалом будущего станет не природный, информационный, а сам человек, его личные цели и ценности, его творческий потенциал, его способности адаптироваться к быстрому меняющемуся времени, его готовность принять вызов новой эпохи. От старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначально. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии. Это сама по себе крайне сложная задача. Еще более она усложняется в настоящее время – переломный исторический период, когда рушатся стереотипы, ценности. Исследований, отражающих современный уровень личностного развития нет. И.В. Дубровина считает, что не все подростки и юноши могут самостоятельно выбрать дальнейший путь обучения из – за тревожности, эмоциональной напряженности, внутренней напряженности при выборе профессии.
Глава 3:
Исследование проводилось в профессиональном лицее. На основании методики, диагностирующей уровень личностного дифференциала все учащиеся были поделены на три группы: две контрольных и экспериментальную следующим образом:
1. Контрольная группа - учащиеся, с высоким уровнем ЛД, у которых наблюдается принятие себя как личности, уверенность в себе, независимость, далее условно обозначена группа № 1.
2. Контрольная группа - учащиеся, - со средним уровнем ЛД, далее
условно обозначена группа № 2.
3. В экспериментальную группу вошли учащиеся, у которых
диагностирован низкий уровень шкал Оценки, Силы и Активности - у
этих учащихся наблюдается внутриличностный конфликт
(недостаточный уровень принятия самого себя, неудовлетворенность
собственным поведением), далее условно обозначена группа № 3.
Возраст исследуемых составляет от 17 до 18 лет. Количество испытуемых 68 человек, из них 35 девушек и 33 юноши.
Методы и методики исследования
Процедура исследования:
Исследование проводилось на территории профессионального лицея
«Синарский». Участие учащихся в обследовании было добровольным.
Участники исследования отнеслись к тестированию с интересом и пониманием.
Тестирование проходило после учебы. Опросники зачитывались
экспериментатором в темпе, позволяющем -осмыслить каждый вопрос и сделать отметку в листе ответов. Каждое утверждение зачитывалось экспериментатором в спокойном темпе, спокойным тоном, без эмоциональной окраски.
Заключение:
Работа посвящена исследованию внутриличностному конфликту в структуре профессионального самоопределения учащихся. Работа состоит из трех глав. В первой главе проанализированы теоретические подходы к пониманию конфликта в отечественной и зарубежной психологии, рассмотрены виды конфликта, а именно внутриличностный конфликт, который можно определить как – несовмещение потребностей, мотивов, ценностей и чувств. В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет достичь своих целей. Конфликт — такой вид взаимодействия, где результат принадлежит всем участникам конфликта, свой вклад в конфликт вносит каждый участник. Но обычно человек думает: «В конфликте виноват не я, а другой человек», «Я прав, а другой — не прав, он плохой», и каждый собирает вокруг себя союзников, чтобы доказать: «Я прав!». Так происходит расширение конфликта.
Окончание конфликта не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из конфликта одной из сторон, а также пресечения и прекращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил.
Относительно внутрисистемных параметров конфликта необходимо сказать, что он всегда происходит в определенной системе: семье, группе сослуживцев, трудовом коллективе, государстве, международном сообществе стран. Выявление внутрисистемных границ конфликта связано с определением конфликтующих сторон, выступающими его главными участниками, а также выделением других лиц или организаций, прямо в конфликте не замешанных, но являющимися элементами системы. В таком случае границы конфликта в системе будут зависеть от того, какое число участников в него вовлечено.
Во второй главе проанализированы литературные источники по возрастным изменениям в юношеском возрасте. В этот период происходит активное профессиональное самоопределение и является главным новообразованием этого возрастного периода. Выбор профессии зависит от многих факторов: внешних и внутренних. К внутренним факторам относятся личностные особенности: самосознание, мотивация, волевая регуляция, тревожность, внутреличностный конфликт.