Введение
Перемены в экономических и политических отношениях, потрясшие всю систему социальных ожиданий, породили в обществе состояние неопределенности, подчас растерянности и фрустации со всеми её последствиями - депрессией, пассивностью, агрессивностью и т.д. В этих условиях приобретают особую важность и сложность проблемы социализации вступающего в жизнь поколения.
Вступая в XXI век, человечество осознало, что основным ресурсом и потенциалом будущего станет не природный, информационный, а сам человек, его личные цели и ценности, его творческий потенциал, его способности адаптироваться к быстрому меняющемуся времени, его готовность принять вызов новой эпохи. От старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначально. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии. Это сама по себе крайне сложная задача. Еще более она усложняется в настоящее время – переломный исторический период, когда рушатся стереотипы, ценности. Исследований, отражающих современный уровень личностного развития нет. И.В. Дубровина считает, что не все подростки и юноши могут самостоятельно выбрать дальнейший путь обучения из – за тревожности, эмоциональной напряженности, внутренней напряженности при выборе профессии.
Комиссия ООН по международным гуманитарным вопросам среди факторов мировых перемен (государство, общественное движение, современные технологии, трансконтинентальные корпорации и т.п.) впервые определила молодёжь. Проблема влияния ценностных ориентации, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений, любимых способов проведения досуга, взаимоотношений со старшим поколением, религиозным самоопределением современной молодёжи в последнее время особенно актуальна. Готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению включает систему ценностных ориентации, явно выраженные профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляются ценностно-ориентационная деятельность подростка.
Именно в период профессионального самоопределения личности достаточно актуален для молодежи внутриличностный конфликт. По мнению Н. В. Гришиной внутриличностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление. С точки зрения В. С. Мерлина психологический конфликт возникает при определенных условиях. Внешние условия должны быть таковы, что «удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности или становится вовсе невозможным или ставится под угрозу». Цель психологического исследования - изучить внутриличностный конфликт в структуре профессионального самоопределения учащихся.
Глава 2. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте
2.1. Психологические особенности юношей и девушек
Юность, границы которой связываются с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Человек должен принять на себя ответственность за устройство жизни в той степени, в какой это возможно в конкретных социальных условиях.
В нашей культуре отрочество и юность, или переходный период между детством и взрослостью, длится почти целое десятилетие. Часто бывает трудно определить начало и конец этого периода. Иногда он начинается преждевременно, ещё до появления явных признаков полового созревания. Дети нередко начинают действовать, как подростки, ещё до того, как происходят соответствующие физиологические изменения. Оценить, когда кончается этот период роста, те более трудно. Как можно определить момент, когда ребёнок стал настоящим взрослым? Конечно, наиболее надёжным показателем наступления взрослости является эмоциональная зрелость, а не такие, казалось бы, очевидные, не часто вводящие в заблуждение критерии как завершение образования, самостоятельный заработок, вступление в брак или появление детей. Несмотря на отсутствие единства при определении границ отрочества - юности, специалисты сходятся в том, что столь затянувшийся переходный период от детства к взрослости характерен именно для современного мира. Каждый знает, что юность - определённый этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подрастковым, в психологии же 16 - 18 - летних считают юношами. Возрастная терминалогия никогда не была однозначной. В толковом словаре В.Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более», а «подросток» - как «дитя на подросте», около 14-15 лет. Л.Н.Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считает 15 - летие. Между тем герою романа Ф.М.Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Та же нечеткость граней характера для классической латыни. Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой - достижение социальной зрелости.
Хотя психология юношеского возраста - один из старейших разделов возрастной психологии, Л.С.Выготский в конце 1920 - х годов справедливо заметил, что общих теорий в ней гораздо больше, чем твёрдо установленных фактов.
Биогенетические теории обращали главное внимание на биологические детерминанты развития, из которых вытекают или с которыми соотносятся социально - психологические свойства. Родоначальник этого направления -американский психолог Стенли Холл. Он считал, что юность, охватывающая период от начала полового созревания (12 - 13 лет) до наступления взрослости (22 - 25 лет), эквивалентна эпохи романтизма. Это период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляются «чувство индивидуальности». Холл свёл воедино большой фактический материал, что способствовало дальнейшей разработке психологии юношества.
Библиографический список используемой литературы
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические
проблемы. -М., 1990.- 394с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.- 471 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. Для высших учебных
заведений/Г.М. Андреева.-5-е изд., испр. И доп.-М.,2002.-364с.
3. Анцупов Л.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, биография-СПб., 1977.- 408с.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -
-СПб., 1997.-394с.
5. Братченко С.Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в
конструктивной психологии. - Красноярск, 1990.- 20с.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984.- 378с.
7. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М., 1996.- 390с.
8. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. - М.,
2001.-220с.
9. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2002.- 673с.
10. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. - Л., 1990.-
400с.
11. Дубровина И.В. Мы живем среди людей. - М., 1989.- 301с.
12. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2002.- 232с.
13. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления
кризиса. -М., 1995.- 503с.
14. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.- 335с.
15. Карташова Л.В., Соломандина Т.О. Поведение в организации. М., 1990.-
504с.
16. Кравченко А.И. Социология менеджмента. - М., 1999.- 500с.
17. Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Психология малой группы теоретический
и прикладной аспекты.-М.,-207с.
18. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Часть 1,2,3.- М., 1992.-
224с.
19. Леевик Л.Е. Методические рекомендации. Роль руководителя в
формировании команды.-СПб.-48Ос.
20. Майрес Д. Социальная психология. СПб., 1999.- 564с.
21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы меденджмента. - М.,
1992.- 680с.
22. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии.-Спб.,2000.-336с.
23. Нечипоренко Л.А. Буржуазная «социология конфликта». - М., 1982.-
275с.
24. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1993.
- 960с.
25. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологиче¬
ский тренинг. - М., 1999.- 334с.
26. Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как способ
оптимизации перцептивных процессов в группе/Под ред.Г.Н.Андреевой и
А.И. Донцовой.-М., 1981 .-3 80с.
27. Петровская Л.А.Теоретические и методологические проблемы социально-
психологического тренинга.-М., 1982.-282с.
28. Пригожий А.И. Социология организаций. - М., 1980.- 204с.
29. Практическая психодиагностика /Под ред.Райгородского Д.Я.
Самара, 2000.- 345с.
30. Психологический словарь / Под ред.В.В.Давыдова - М., 1983.- 431с.
31. Психология и этика делового общения:Учебник для вузов/Под ред.проф.
Лавриненко,-4-е изд.перераб. и доп.-М.,2000.-415с.
32. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. -
Ростов-на-Дону, 1997.- 310с.
33. Скоробогатов И.Б.Совершенствование организации работ с кадрами в
народном хозяйстве.-М., 1982.-457с.
34. Социологический словарь - Минск, 1991.- 502с.
35. Скотт Д. Сила ума. - Киев, 1991.- 284с.
36. Скотт Д. Способы разрешения конфликта. - М., 1999.- 258с.
37. Управление персоналом организации. Учебник. /Под ред.Кибанова А.Я.-
-М., 1997.-295с.
38. Философская энциклопедия - Т-3. - М., 1964.- 483с.
39. Фишер Р., Юри У. Пути к согласию или переговоры без поражения. -
-М., 1990.-342с.
40. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. -
- Красноярск, 1996.- 320с.
41. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. - СПБ, 1997ю- 507с.